«ГАГАРИН. ПЕРВЫЙ В КОСМОСЕ»

От фильма я не в восторге

Как же мы мечтали стать космонавтами!..

Помнишь, старшее поколение?.. Мы знали всех космонавтов, ревниво следили за успехами американцев, радовались и гордились, когда и огорчались, переживали неудачи… Когда погибали наши космонавты, скорбь становилась поистине всенародной! Зато и радость от успехов тоже!..

Мы мечтали о том времени, когда работа космонавта станет простой и будничной.

По сути дела, в какой-то степени именно этот последний пункт осуществился. Нет, конечно же, простым и будничным полёт в космос не стал, по-прежнему это риск, и риск огромный… Однако тот факт, что мы навскидку не вспомним имена тех, кто в настоящий момент находится на станции «Мир», свидетельствует о том, что у человечества имеются дела поважнее.

Да, мы мечтали стать космонавтами. Ну а о том, что среди нынешнего юного поколения эта профессия не пользуется вовсе никаким авторитетом, показывали по ТВ уже не один сюжет.

В День космонавтики нам показали премьеру художественного фильма «Гагарин. Первый в космосе». Свои мысли о нём я изложу чуточку ниже. А пока вот о чём.

Интерес к космосу в дни моей юности был огромным. «Покидая нашу землю, обещали мы, что на Марсе будут яблони цвести». Мы и в самом деле думали, что вот-вот, ещё усилие – и мы окажемся на Марсе. Ан нет же, пока не получается.

Более того, как раз нас, Россию, в этом вопросе преследуют всё больше неудачи. «Фобосы» теряются, «Прогрессы» падают…

Признаться, у меня по этому поводу есть одна мысль, за которую можно и на неприятности нарваться. Однако…

В недавнем КВН смешно обыграли тот факт, что главой Роскосмоса у нас назначили бывшего главу АвтоВАЗа. Что и говорить: я и сам по этому поводу посмеялся. В самом деле: символично это!

Впрочем, ладно уж – будем надеяться, знали, кого назначали. Я о другом. Падают у нас аппараты как раз перспективные, которые  нужны для развития именно отечественной космонавтики. А те, которые для международной кооперации – стартуют нормально. Никакие мысли по этому поводу не появляются?.. Меня как-то тревожат.

Впрочем, я хотел о другом.

Мы читали фантастику: Ефремов, Беляев, Лем, Айзимов… И вот ведь что уже тогда бросалось в глаза! Советские авторы описывали будущее как-то светлее, что ли: Братство Кольца, например. А у западных авторов всё больше бушевали «звёздные войны».

К слову, меня с детства интересовал вопрос. Один из главных героев у Ивана Ефремова – Дар Ветер. Любопытно: имя главного «плохого парня»  в американском знаменитом фильме Дарт Вейдер – случайное ли созвучие?.. Неужто светлая фантастика Ефремова в США была настолько популярна, что её решили заглушить таким образом?..

Социологи утверждают, что День космонавтики у нас в стране входит в число тех очень немногих памятных дат, которые признают люди всех поколений и политических пристрастий. Это не может не радовать, да будет так!

И тут особую важность обретает телевидение. Нужно подавать этот день, нужно поднимать праздник!

Считаю, что в этот раз это более или менее удалось. Скажем, документальный фильм о Береговом посмотрел с удовольствием.

Но центральным событием нашего телевидения стал фильм о Гагарине. Его анонсировали, его не просто показали – его преподнесли.

И что же?..

Знаете, в моём представлении, удачный фильм это тот, который хочется пересмотреть ещё по меньшей мере раз. Захочется ли мне пересмотреть фильм «Гагарин. Первый в космосе»?.. Навряд ли.

Я уже писал, в чём, на мой взгляд, состоит главная беда современного отечественного кинематографа. Фильмы (не все, конечно, но многие) снимаются как-то торопливо, в спешке, и это чувствуется. Образы не прописаны вглубь, психология подменяется спецэффектами, эмоциональность взаимоотношений тускнеет на фоне красочности, которую подаёт цифровая видеотехника.

В фильме про Гагарина имеется несколько ярких моментов, которые берут за душу, оставляют зарубку в сознании («надо подумать!»)… Как гитлеровец походя вешает мальчишку, например, просто не может не перехватить сердце. Или крохотный, но какой мудрый эпизод, когда отец предлагает юному Юрию сравнить красоту вытесанного деревянного столбика и необработанного бревна. Или как уходит отчисленный Нелюбов – и этот его ёрнический взлай, переходящий в тоскливый вой. Или цинично-потребительское восприятие события Хрущёвым…

Только такие вот отдельные эпизоды слеплены кое-как, торопливо, иной раз вовсе бессистемно… А то и откровенно психологически необъяснимо.

Я ведь понимаю, что человек в жизни может совершать нелогичные поступки, а то и вовсе что-то отчебучить такое, что ни в какие ворота не лезет. В жизни мы покрутим пальцем у виска, да и забудем через какое-то время – мало ли что у человека могло в голове в какой-то момент перемкнуть!

Однако кино имеет свою специфику. Оно отличается от жизни, и не может выступать простым слепком с действительности. Во всяком случае, поступок человека в кино должен либо иметь психологическое обоснование, либо играть на идею. В данном фильме это происходит далеко не всегда.

Например, эпизод, когда жёны будущих космонавтов обсуждают вопрос о том, кто должен совершить первый полёт. Признаться, мне в этот момент стало даже как-то неловко за режиссёра – такую лажу выдать!.. Ну право же, показать, что жёны собираются писать письмо, чтобы в первый полёт отправили кого-нибудь из холостяков, потому что риск смертельный, и они не верят в благополучный исход полёта!.. Скажете, что такое было?.. Допустим, хотя и не особо верится. Но даже если это так, как-то иначе показать можно же было!

Закон киножанра: кого в эпизоде мы запомнили, тот и победил! Аргументация жены, которая выступала против полёта своего мужа, запомнилась, а вот ответный беспомощный лепет жены Гагарина – нет.

Не понравился мне и Гагарин, в смысле, как он нам показан в кино. Не чувствуется в нём той внутренней силы, которая привела его на «Восток». А Титов и вовсе показан завистливым, скрытным и каким-то неискренним. Неужто и в самом деле был таким?

Диалоги порой звучат как-то неестественно, патетично, лозунгово…

Нет, не в восторге я от фильма.

Но вот что хорошо показано, на мой взгляд, так это  эпизод схода с орбиты спускаемого аппарата и последующее снижение. Вернее, не сами кадры – тут американцы нас избаловали, они эти спецэффекты делают куда лучше наших. Но напряжение на ЦУПе – вот тут веришь, тут актёры вытягивают  сцену.

Знаете, друзья мои, я вот что думаю. Тот факт, что у нас стали снимать фильмы о выдающихся людях минувшего века, это здорово. И появление данного фильма – тоже замечательно. Только… В советские времена для съёмок каких-то знаковых картин привлекались лучшие творческие кадры, которым отпускались и средства, и резерв времени. В этом имелся резон – те картины и до сих пор входят в золотой фонд отечественного кинематографа. А торопливость, которая сквозит в «Гагарине», сделала картину обычным красочным, но серым «проходнячком».

Впрочем, оговорюсь: что это лично моё мнение, которое может остаться в единственном числе.