ЮБИЛЕЙ ПРОШЁЛ. МЫСЛИ ОСТАЛИСЬ

Совсем недавно страна отмечала 25-летие окончания Афганской войны. И мгновенно, едва стрелки часов сошлись на полуночи с 15 на 16-е число, отключился интерес общества к этой дате. Так уж устроено у нас: всё приурочено к датам…

Но вот прошла череда мероприятий, завершились встречи, и хочется что-то сказать напоследок, потому что, чую, и сам не знаю, когда в следующий раз вернусь к афганской теме.

На одном из мероприятий товарищ сказал мне: мол, что за дата – 15 февраля, это Громов её под себя подогнал, да и вообще, кто ж празднует день поражения… Вроде выглядит логично. Да только не совсем.

Что ввод войск в соседнюю страну, что вывод их являлись исключительно политическими решениями, и солдат, офицер к этому решению никакого отношения не имеет. Проблема, самая глобальная проблемища той войны состояла в том, что перед нашей армией не поставили чёткой задачи. «Помощь братскому афганскому народу в защите завоеваний Саурской революции» – это не задача, а декларация. Не случайно же один из материалов-размышлений об афганском периоде своей службы я назвал «Что делал я в краю далёком?». Понимаю, что, скорее всего, публикаций с подобным заголовком в архивах многих журналистов нашлось бы немало. Так тем более – значит, многие о том задумывались?

Армия честно воевала, не имея никакой стратегической задачи – вот в чём беда. Такие войны просто обречены на отсутствие конечного успеха! Так в чём виноват солдат?

Так получилось, что 15 февраля 1989 года я находился в Кушке.

Всякий раз, когда я смотрю хронику встречи выходящей из Афганистана последней колонны, мне до душевной боли жаль тех солдат 5-й гвардейской дивизии, которые покидали Афган по мосту через речку Кушку. Ну как же так несправедливо!.. В самом южном городе Советского Союза тоже готовились встречать советского солдата, тоже проходил митинг, тоже машины были украшены цветами и транспарантами… И журналистов съехалось немало, и телевидение присутствовало…

Но вот незадача! За десяток минут до начала торжества на Кушку обрушился мощный снежный заряд. С неба валили не снежинки, а целые комья мокрого снега, которые мгновенно залепили все фото- и телеобъективы, размазали плакаты… Почва превратилась в густое глинистое месиво, налипавшее на обувь разве что не пудовыми комьями…

Митинги проводить у нас любят и сейчас, а уж тогда-то!.. На трибуну один за другим выходили высокие представители из числа тех, кого обделить правом на выступление никак нельзя! Облепленные слипшимися сугробами солдаты слушали несшиеся с трибуны патетические речи нескончаемой череды ораторов… А рядом такими же сугробами покрывались столы, на которых стояло угощение: плов, лепёшки, какая-то зелень…

В конце концов завершился митинг, и солдаты приступили к трапезе, хотя бараний жир уже замёрз и холодный плов вперемешку со снегом…

Да что там живописать! Сорвал снег всё торжество!

А едва завершилась трапеза, как исчезли тучки, и выглянуло солнышко.

Будто погода специально постаралась, чтобы вывод войск у нас в памяти ассоциировался только с Термезским мостом и идущим по нему Громовым с сыном!

О тех нескольких днях, что я провёл  в Кушке в феврале 89-го, я написал несколько материалов. Главный среди них – «Хроника вывода: день за днём». Дело в том, что я в те дни собирал все подряд материалы, которые оказывались доступными: политические донесения, рассказы участников вывода, впечатления встречающих… Много чего я набрал, и неслучайно «Хроника» регулярно вновь и вновь выходит в разных изданиях, хотя я всех честно предупреждаю, что она уже не один десяток раз публиковалась и перепубликовывалась.

Ну а вице-публикацией того февраля стал материал «Когда отзвучали фанфары». В ней я рассказал о проколах, сопровождавших ту встречу. По большому счёту, в ней особой нужды не имелось. Ведь для чего пишется критическая публикация?.. Чтобы впредь избегать тех или иных недостатков. А в данном случае: откуда ещё мы могли выводить свои части?.. Так что анализ тот имел право на существование, однако без дальнейшей практической пользы.

О чём там шла речь?.. Да вот несколько пунктов. Кушка – городок совсем небольшой, в те времена это был, считай, гарнизон с небольшой примесью местного населения. Хотя новые веяния уже проявлялись: численность местных жителей начала возрастать, а местные власти уже косо поглядывали на военное руководство. И тем не менее, в этот населённый пункт, в котором всё минимизировано под вполне определённый численный состав, вдруг выводят полноценную дивизию, да к тому же непосредственно из зоны военных действий. Бань не хватает, столовых не хватает… А уж всего, что касается досуга, тут и вовсе!.. В городке попытались ввести «сухой закон», да только как уследишь-то?.. Только цену помогли спекулянтам взвинтить! Девушки нестрогого поведения проникли в эту приграничную территорию…

Да что там!.. Хватало нестыковок, хватало!

Благо, всё это – не надолго, очень скоро военный люд отсюда начал разъезжаться! Соответственно, и проблемы рассосались сами собой.

Но это всё – так, к слову.

Как ни говори, а война завершилась. Да, победы не было. Но только и военного поражения не было! В военном отношении наша армия себя не посрамила. Проиграли политики, причём, проиграли ещё в декабре 1979 года, когда только приняли решение на ввод войск в Афганистан.

А потому вести речь о том, что 15 февраля – это день, который Громов «подогнал» под себя, тоже несправедливо. Как ни говори, а в тот день и в самом деле война завершилась. Да, «за речкой» ещё оставались советники, пограничные мотоманевренные группы, блокпосты охранения… Но вскоре ушли и они. Но собственно война, её активная фаза, завершилась именно 15 февраля. Так почему Солдат не должен эту дату чтить?..

С тех пор прошло 25 лет. С тех пор не просто прошло четверть века – эпоха сменилась, да и продолжает ещё меняться!

При этом приходится признать, что новым временам ни Афганская война, ни её ветераны уже особенно и не нужны. Пока нас ещё относительно много, мы ещё как-то можем влиять на общественное сознание, и в середине февраля нас ещё приглашают на какие-то мероприятия. Но только накал их постепенно затухает – это чувствуется. И не вызывает сомнения, что дальше эта тенденция продолжится.

Да и в самом деле – гордиться-то и впрямь особо нечем! Мы воевали-воевали, да не вывоевали ничего путного, война та и в самом деле послужила одним из катализаторов распада Советского Союза… Да, солдат в том не виноват. Только те, кто виновен – иных уж нет, а тот далече!

…Мне тут написал один приятель: мол, встретимся на тридцатилетие!.. Ну, во-первых, неизвестно, доживём ли ещё… А во-вторых, неизвестно, что успеет стрястись за грядущие пять лет. Вон что нынче на Украине творится!..

Впрочем, это уже совсем другая тема!

…Да, юбилейные торжества, посвящённые 25-летию окончания Афганской войны, завершились. Ушли в прошлое.

Что осталось от них?

Лично в моём представлении – две экспозиции, пусть скудненькие, в музеях: на улице Советской армии и на Поклонной горе. Обещание, что в обозримом будущем у нас появится музей… Обещание, что на той же Поклонной горе появится стела с фамилиями всех военнослужащих, погибших при выполнении служебного долга за рубежами Родины… Это – главное.

Ну а медаль, материальное вспомоществование… Слов нет, это здорово, за это спасибо. Но всё же Память важнее.

Вот такие некоторые мысли по окончании торжеств.

Теперь впереди – 20-летие начала Первой Чеченской кампании.

Обратите внимание: между окончанием одной войны и началом следующей – всего пять лет. А эпохи-то уже разные!