ФИЛИППОВСКИЙ переулок

(Для энциклопедического справочника «Дорога к храму»)

(Приведён изначальный текст, который я подготовил для справочника, и который впоследствии был доработан редакторами)

Судьбы улиц нередко напоминают судьбы людей. Иной раз смотришь: и история улицы славная, и люди на ней проживали замечательные, и строения возведены достойные – а вот невесть по какой причине оказывается она в тени, в стороне от залитых неоновым светом и обласканных человеческим вниманием расположенных рядом проторённых туристских маршрутов.

В полной мере это сожаление относится к Филипповскому переулку, затерявшемуся в арбатском лабиринте. Он соединяет переулки Малый Афанасьевский и Сивцев Вражек и проходит между Большим Афанасьевским переулком и Гоголевским бульваром. Протяжённость его 180 м.

Назван так переулок по расположенному здесь храму Воскресения Словущего на Арбате, один из приделов которого посвящён апостолу Филиппу. Однако людская молва увязывает название с именем проживавшего здесь пять веков назад митрополита Филиппа.

Изначально переулок назывался Протасьевским (по имени местного домовладельца) или Иконописным (по располагавшейся здесь слободе иконописцев и Изографической, т.е. Иконописной мастерской). В 1566 году царь Иван Грозный призвал на престол митрополита Московского и Всея Руси Соловецкого игумена Филиппа (Колычева). О тех двух годах, которые провёл в этом сане Филипп, о его попытках обуздать царёв норов, о его изгнании и гибели от рук Малюты Скуратова – об этих событиях широко известно, и повторяться не следует…

В Москве новый митрополит поселился в Иконном переулке, и на своём подворье построил деревянную церковь во имя своего небесного покровителя апостола Филиппа. Храму судьба выпала также непростая. Для начала отметим, что о самом существовании церкви на протяжении века не сохранилось вообще никаких сведений. Она словно выныривает из небытия информацией о том, что в 1688 году стольник (в одном источнике его именуют даже боярином) Иван Кузьмин перестроил церковь в каменную; её освятил патриарх Иоаким. Она сильно пострадала во время пожара 1812 года, отступавшие французы её разграбили и осквернили. После этого стал вопрос вообще о её дальнейшем существовании, даже решение о том, чтобы её не восстанавливать, успели принять.

Однако храму повезло. Впрочем, как это нередко случается в жизни, чьи-то удачи нередко оказываются следствием беды другого… В 1808 году в Иерусалиме случился огромный пожар, во время которого храму Гроба Господня был нанесён немалый урон. Патриарх иерусалимский Поликарп обратился ко всем христианским церквам с призывом помочь в восстановлении храма. Для практического осуществления этой священной миссии в ряде городов христианского мира начали открываться подворья, на которых проживали члены Братства Гроба Господня и собирать пожертвования на восстановление святыни.

В 1818 году было принято решение об открытии в Москве Иерусалимского подворья. Выбор посланцев Братства пал на храм апостола Филиппа, где оно и разместилось. В благодарность за содействие патриарх Поликарп прислал частицу Древа Животворящего Креста Господня, а также десницу великомученика Евстафия Плакиды…  Церковь восстановили, за счёт покупки прилегающей земли расширили территорию подворья. Главный престол (ранее апостола Филиппа) был переосвящён во имя Святого Гроба Господня, а с 1822 года – в честь Обновления (освящения) Храма Воскресения Христа в Иерусалиме (Воскресения Словущего).  Имени же Филиппа теперь посвящён придел, который ранее был Никольским. Второй придел посвящён иконе Иерусалимской Божьей Матери. Впоследствии церковь неоднократно перестраивалась.

После революции храму повезло ещё раз – его не закрыли, он остался действующим. Правда, в 1918 году закрылось Иерусалимское подворье, однако в 1989 году оно было восстановлено.

В настоящее время храм Воскресения Словущего на Арбате действует. «Словущий» (или «словутный», от старинного «словый») – значит славный, известный. Здесь находится несколько замечательных святынь, в частности, несколько икон Божьей Матери. Это «Ахтырская» – в мире насчитывается всего пять списков (копий) этого образа; «Скоропослушница», присланная сюда с горы Афон; «Гефсиманская»; «Иерусалимская»; «Казанская» (в частицей мощей св. Филиппа); «Страстная»; «Млекопитательница»… Кроме того, в храме сохранилась икона святых Афанасия и Кирилла из закрытого в 1917 году храма на Сивцевом Вражке… В храме также имеются частицы мощей христианских святых: священномученика Харлампия, целителя Пантелеимона, великомучеников Варвары, Никиты и Галактиона, а также великомученицы Параскевы Пятницы, мученика Трифона, святителя Иоанна Милостивого, чудотворца Косьмы, преподобного Алимпия столпника…

При храме действует Братство Святого Гроба Господня, паломническая служба «Святая Русь», группа сестёр милосердия, которые выполняют взятую на себя святую миссию в 51-й горбольнице.

На углу Филипповского переулка и Сивцева Вражка расположена ещё одна церковь – Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Её построил в 1515 году по повелению великого князя Василия Ивановича знаменитый зодчий Алевиз Фрязин на средства Юрия Бобынина. В Смутное время была разорена и в течение долгого времени стояла разрушенной. В 1681 году упоминается, что главный престол его посвящён Спасу Нерукотворному. К 1710 году относится упоминание, что в храме имеется придел Святителя Николая. Как водится, сначала церковь была деревянной, и только в 1722 году упоминается уже как каменная. В 1812 году сильно пострадала во время пожара и только в 1815 году восстановлена на средства Ирины Юшковой, дочери участника Отечественной войны полковника Петра Юшкова. В 1837–1856 годах храм претерпел реконструкцию, после чего главный престол его, по требованию благотворителя почётного гражданина Бубнова, был освящён в честь обновления храма Христа Спасителя, а святым Афанасию и Кириллу посвятили придел. В храме находилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Церковь закрыта в 1932 году. Была частично разрушена, уцелевшие помещения использовались для различных нужд… В 1992 году возвращены Церкви. Главный престол освящён в честь Воскресения Словущего, приделы – во имя Афанасия и Кирилла, а также Святителя Николая.

За исключением храмов, практически все здания в переулке относятся к рубежу XIX–XX веков. В доме №22 располагается посольство Туркменистана в России.

С 1959 по 1993 год носил имя писателя Сергея Аксакова, который некоторое время проживал в доме №9 и где проходили известные «аксаковские вечера».

Источники:

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопримечательностей. – М.: Воениздат, 1996. – 527 с. («Редкая книга»).

Российский великокняжеский и царский дом. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005. – 608 с.; ил.

Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка : современное написание : ок. 1500 ил. / В.И. Далью – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 348 , [4] с.: ил.

Жизнеописания достопамятных людей земли Русской (Х–ХХ вв.). – М.; Московский рабочий, 1991. – 334 с.: ил. – (Клуб любителей истории Отечества).