ОБНОВЛЁННЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ УКРАИНЕ

(Октябрь-2013)

ЖИТОМИР

О телеканалах

В Житомире по местному телевидению транслируется 60 каналов. У меня в Москве только 30. Мне и тридцати более чем хватает, однако такое несоответствие весьма забавно.

О телесериалах

Мы с сестрой и братом служим фоном для украинского гостепреимства

Вообще я не могу сказать, что у нас с сестрой Владленой полное совпадение вкусов и интересов. Но когда речь зашла о сериалах, тут наши мнения сошлись. Все эти костоломные боевики и нескончаемые детективы надоели. И здорово, что сейчас начали снимать и показывать биографические ленты. Сестре, например, понравился сериал «Людмила». Я с удовольствием смотрел о Василии Сталине, Фурцевой, Мишке-Япончике…

Пусть идеологические воззрения могут не совпадать, – считает сестра, но сама-то судьба интересна, а уж политическую окраску каждый может привнести свою. А что? Я склонен с сестрёнкой согласиться.

О прогулке по городу

Вечером отправились мы на прогулку по городу – я, сестра Владлена и её муж Леонид.

Мы с братом и Леонид

Прелесть маленького городка (пусть Житомир и не такой уж маленький, но всё ж таки Москвы поменьше) состоит в том, что на прогулку уходит не так уж много времени. Часа за два можно с окраины доехать до центра, погулять, посидеть в кафе и вернуться назад.

Вот это всё мы и проделали.

Первым делом отправились к памятнику Лариосику. Вы помните доброго и слегка нелепого паренька из «Белой гвардии»? Это была, насколько мне не изменяет склероз, первая роль Сергея Иванова (знаменитого «Кузнечика»). Так вот, а откуда приехал тот самый Лариосик? Правильно, из Житомира. Вот и поставили ему памятник возле кинотеатра «Украина».

Подъехали мы к памятнику, а тут выяснилось, что я фотоаппарат дома забыл. Пришлось сниматься на телефон. Ну и качество соответствующее.

А рядом с лучшим городским кинотеатром моей молодости, «Жовтень» (сиречь «Октябрь»), установили памятник мороженому. Говорят, конкурс проводили… Выбрали вот такой вариант. Ну что ж, у каждого свой вкус – у конкурсной комиссии в том числе.

А на улице Михайловской (Мехалка, бывшая Советов) открыли небольшую Аллею искусств. Там стоит с десяток скамеек, на которых сидят люди с «планшетами» и ноутбуками – здесь имеется бесплатный вай-фай. Идеи общего замысла аллеи я не понял, ну да ладно – сделано оригинально и плюс интернет. Автоматически место становится популярным.

К слову, на Мехалке и неподалёку от неё стоят два православных храма – Московской и Киевской епархии. Такое вот размежевание и по линии единой, казалось бы, веры. На боковом куполе «киевского» храма укреплён особый знак: солнечный круг, а в нём – трезубец.

Может, и нам нашего двухголового орла на купола храмов устанавливать?.. Шучу, конечно.

А ещё всё на той же Мехалке открылась «Львовская кавьярня» («кофейня»). Она отделана в стиле именно Западной Украины. И знамя Львова висит, и прочая атрибутика. Единственное освещение – свечи. На полках много книг, в том числе много-многотомная старинная История (название запамятовал).  Названия видов кофе, которые тут подают, поражают. Официанты разговаривают исключительно на украинской мове, однако принимают заказы и на русском языке.

Леонид дружески поддел меня: а слабо, мол, по-украински сделать заказ? Я ответил ему, что слишком люблю украинский язык, чтобы коверкать его. Ведь и в самом деле это так: и знаю мову хорошо, и книги читал, а как заговорю, так срам один.

Сестра рассказала, что раньше «Кавьярня» являлась закрытым клубом только «для своих». Желающие приобретали ключик, которым только и можно было открыть дверь снаружи. А сейчас вход свободный. Бизнес есть бизнес – ему ограничения невыгодны.

Девушка-официантка там улыбается красиво. Искренне. Несмотря на то, что я говорил не на её родной мове.

А вообще прогулка по субботнему вечернему Житомиру показала, что деньги у молодёжи есть – кафе не пустуют! Это радует – пусть будут у людей рабочие места и доходы!

Об истории

Вот ведь парадокс! Житомир довольно древний город – во всяком случае, по славянским меркам. Он всегда имел некое значимое значение. А каких-то исторических событий здесь особо и не происходило. Как-то даже странно.

О паразитах

Сколько помню Житомир, в нём всегда на деревьях растут какие-то кусты-паразиты. На ветках – словно шары, более густые и насыщенно-зелёные, чем крона самого дерева. Вроде бы и красиво, но только какая-то зловещая эта красота, как-то поёжиться хочется при виде её. Почему-то и не расползается эта гадость из Житомира. К счастью.

О транспорте

Цена проезда на городском транспорте составляет 2-3 гривны (8-12 рублей). При этом стоимость проездного билета слишком высока, его покупают нечасто. Как считают житомиряне, сделано это с одной целью: чтобы в кассе всегда имелась наличность. Так ли это? Не знаю.

Об артезианской скважине

На Богунии (это район Житомира), рядом с Фабрикой игрушек (оперирую старыми понятиями – сейчас там какая-то другая фирма) работает колонка, которая качает воду из артезианской скважины. Вода вкусная. Сюда сходятся люди со всей округи, и машинами приезжают издалека.

Я пришёл с двумя пятилитровыми бутылями. Оказался в очереди семнадцатым. А сразу за мной подошла женщина постарше меня возрастом, и начала тут же всем рассказывать обо всём: о Голодоморе, о разумнице-дочке, которая умерла, о крепко подсевшем на интернет бездельнике-сыне, о внуке, который уехал на заработки в Польшу, потому что там работать выгоднее, чем в России, о соседке, которая держит двух коров и снабжает молоком всю округу, об экологи, привела сравнительную характеристику всех родников, которые имеются в округе… В общем, скучать не приходилось.

Между тем, стоять пришлось довольно долго – несколько человек, приехавших на машинах, набирали в ёмкости литров по сто воды каждый.

Так вот, всё это – вроде как платно, но полностью на доверии. Там в стене имеется прорезь, в которую можно опустить денежку. А можно и не опускать. Хорошо, что разговор об этом зашёл, а то я бы и не знал, и ушёл бы, не расплатившись за доверие. Как говорят, платят далеко не все. Особенно в разговорах напирали на то, что именно кто по много берёт воды, и платит реже.

И ещё. Один родник, как рассказывали, имеется на территории бывшего военного училища (ЖВВКУРЭ). Его на жаргоне называют «моча курсанта».

О парадоксах ЖКХ

В Житомире плата за вывоз мусора рассчитывается с квадратного метра квартиры, а не с человека. В самом деле забавно, будто квадратура сама по себе вырабатывает грязь.

Впрочем, я не знаю, по какой схеме расчёты производятся в других городах, в той же Москве. Просто именно в Житомире на это обратили моё внимание.

О дурной силе

Если ехать из центра Житомира в сторону Богунии (и далее на Львов), после Чулочной фабрики «Комсомолка» улица спускается к мосту через речку Каменку. Я ещё помню старый мост – узкий и разбитый. И помню, как нынешний строили, и приходилось ездить в объезд…

Так вот, на бетонных тумбах на въезде на мост были установлены четыре огромных гранитных шара каждый с метр в диаметре, а то и поболе. В предыдущем предложении ключевое слово – «были». Сейчас из четырёх шаров на месте остался только один. Местные ретишки развлекаловку себе нашли: снимают шар и сбрасывают его вниз. Там высота огромная, шар катится по склону, сминая деревья, пока не грохнется в воду. Это ж какую силищу нужно приложить, какую сметку использовать, чтобы такую тяжеленную глыбу снять со штыря, на котором она держится!.. Право, отправлю эту заметку Задорнову, он умеет подобные ситуации слушателям и зрителям подавать.

О второй прогулке по городу

Вторую прогулку я провёл уже с братом Георгием.

Первым делом отправились в городской универмаг.

Тут дело вот в чём. Моя добрая знакомая Анна Гаганова работает над фундаментальным трудом по старорусской литературе, и вообще культуре. И вот она где-то вычитала, что в память о сожжённом князем Игорем Искоростене на Житомирщине в народном орнаменте обязательно имеется чёрная нитка. Вот и попросила она меня посмотреть на местные льняные народные вышивки. Зашёл я в универмаг, а там едва не целый этаж выделен под лён! Красота – слов нет!

Убедился, что правду сообщают источники, имеется чёрная нитка.

Ну, прошлись мы по универмагу, посмотрели на цены. Обувь – вся сплошь китайская, и по ценам вполне сопоставимым с московскими.

Уж не знаю, правда ли это, однако в Житомире ходит слух, что якобы имеется договорённость, что какая-то территория Украины будет отдана под заселение не то китайцам, не то корейцам. Неужто правда?!!

Потом прошлись по Михайловский. Убедились, что на скамейках Аллеи искусств вай-фай и в самом деле работает. Потом прошлись к Камню, который установлен на месте, с которого, согласно легенде, начал развиваться Житомир. Здесь некогда располагался замок с тремя башнями, которые нынче красуются на гербе города.

Замок тот располагался над высоченным обрывом над рекой Каменкой, которая совсем недалеко впадает в реку Тетерев – приток Днепра. По сути, Тетерев является южной границей Полесья.

Место, где стояла крепость, так и называется – Замковая гора. Соответственно, чаю попить мы зашли в «Замковое» кафе. День был будничный, народу никого… И официанты благожелательные.

Домой решили пройтись пешком. Причём, по окраине – по улице Короленко до Сосновой, а там только по Красовского повернули к дому. Это уточнение я сделал вот для чего.

Некогда в Житомире жил и писал писатель Владимир Короленко. Одно из самых известных его произведений – повесть «Дети подземелья». Часовня, которую Владимир Галактионович описывал в этой повести, как место прибежища беспризорников, существует по сей день. Она располагается на т.н. «Польском кладбище», где немало склепов. Во время Великой Отечественной войны в часовню попала бомба, пробила все перекрытия и оказалась в подвале. Однако не взорвалась. Так и стояла часовня с пробитой кровлей… Кладбище располагается неподалёку от школы №7, в которой учились мы с братом, так что в детстве мы не раз бегали туда.

А теперь мы проходили вдоль задней ограды кладбища. Глядим – а часовня отремонтирована! Респект властям! Хорошее дело сделали – такое историческое здание отремонтировали!

Шли мы по окраине города, как я уже говорил. И видели то же, по сути, что и везде и всегда. Дома стоят – какие невесть на чём держатся, другие явно принадлежат «новым житомирянам». Брат у меня великолепно разбирается в электронике – так он замер возле одного из таких домов в полном восхищении от укреплённой на нём суперсовременной телевизионной «тарелки».

Пришли домой уже по темноте. Там после перевода стрелок в пять часов дня уже темно.

О главной особенности малых городов

Умиляет неторопливость жизни Житомира. Даже «маршрутки» никуда не спешат – едут размеренно, неторопливо.

А с другой стороны: куда спешить? С сестрёнкой отправились в центр города, погуляли, в кафе посидели, назад вернулись – и всё за каких-то пару часов!

Размеренность жизни – великое достоинство небольших городов!

О гитлеровском концлагере

На Богунии в Житомире располагается воинская часть. Что за часть сегодня, не знаю, а в советские времена здесь дислоцировался полк связи. А во время войны на этой территории располагался гитлеровский концлагерь. Рядом установлен памятник его жертвам.

Однако оказалось, что лагерь смерти здесь был не один. Сестра рассказывала, что во время семейной прогулки в лесу (а Богуния – это самый край города, дальше лес начинается) они наткнулись на массовое захоронение. Надпись на кресте сообщает, что здесь покоятся 14 тысяч человек, в том числе женщин и детей, расстрелянных гитлеровцами во время войны.

Надо же, а мы и не знали, что совсем близко от дома – многотысячная братская могила!

Вообще, так сложилось, что у меня вроде как нет родного города. И Житомир получается вроде как самый близкий из всех, по которым мне довелось кочевать.

Хороший это город, добрый. Мы же знаем, что есть добрые города?..