«ПРОХОРОВСКОЕ ПОЛЕ»

в портретах и скульптурах

Так получилось, что в Белгородском художественном музее я за время командировки побывал дважды. Здесь были выставлены работы художников и ваятелей, участвовавших в конкурсе «Прохоровское поле». В первый раз я просто смотрел картины и скульптуры, и оценивал их на свой вкус. А во второй раз – уже в составе делегации, когда довелось услышать оценки, отличные от моих. Надо сказать, получилось полезно.

Для начала представлю: директор музея – Татьяна Лукьянова (слева), её заместитель – Наталья Свиридова.

Ниже я приведу официальный текст по итогам художественного конкурса «Прохоровское поле». Там всё сказано, а потому – лишь некоторые личные впечатления.

Я лично – сторонник традиционного искусства. Конечно же, отдаю себе отчёт, что искусство – это не зеркальное отображение действительности, в нём обязательно должен присутствовать элемент чего-то того необъяснимого, что называется творчеством, а ещё лучше талантом. Однако всевозможные кубизмы, абстракционизмы и прочие модернизмы я как-то воспринимаю не очень. Но к воззрениям других отношусь спокойно – в конце концов, с их точки зрения и мой консерватизм смотрится, наверное, махрово и замшело.

Так вот,  мне что-то понравилось больше, что-то меньше.

Произвели на меня впечатление эти скорбные глаза.

Могу согласиться с глубоко мною уважаемым Николаем Лугиновым, которому глянулось  полотно белгородца Евгения Савотченко «Отступать приказа не было».

Александр Лысенко, писатель из Орла, остановился возле картины своего земляка Анатолия Костяникова «Васильки для прадеда».

Диптих «Вспомним Ивана» и «Помянем Ивана» кисти белгородского художника  Виктора Воробей привлёк внимание Николая Иванова.

…В общем, в зале было что посмотреть и что обсудить.

К слову, следует отметить, что организаторы конкурса выпустили замечательный красочный каталог «На соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства».

Так вот, обсуждали.

Михаилу Ножкину очень понравилась выполненная из дерева скульптура Валерия Михеева «Прощание». По мнению Михаила Ивановича, конкурсное жюри не оценило данное произведение.  Повторюсь: в вопросах творчества сколько людей – столько и мнений. Но лично я склоняюсь скорее к оценке жюри, на меня данная скульптура столь сильного впечатления, как на Михаила Ножкина не произвела. Как, к слову, я согласился и с другим решением жюри, присудить первую премию курянину Николаю Криволапову за скульптуру «Афанасий Фет», против которой также раздавались голоса.

И это – нормально! Несовпадение оценок – это здорово!

Даже когда отставной офицер-танкист Игорь Желтов вдруг находил на картинах несоответствия в изображениях бронетехники, даже это не имело принципиального значения, потому что допущенные автором неточности не отменяют общих достоинств полотна.

Ну а теперь – официальная информация по данной выставке.

ПРЕМИЯ «ПРОХОРОВСКОЕ ПОЛЕ»

в области изобразительного искусства

11 июля 2013 года в 11.00 в Белгородской государственной филармонии на заседании Попечительского совета Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» состоялось награждение лауреатов II Международной выставки-конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства. Выставка работ участников конкурса стартовала 7 июня на двух площадках: в Белгородском государственном художественном музее представлена живопись и скульптура, в выставочном зале «Родина» – храмовое искусство, живопись, графика и декоративно-прикладное искусство.

Премия «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства учреждена аналогично премии в области литературы, которая вручается с 1999 года за лучшее произведение патриотической тематики в рамках литературно-патриотических чтений «Прохоровское поле». Решение об учреждении специальной премии для художников было принято в мае 2010 года на заседании Попечительского совета Государственного военно-­исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Правительством области утверждено положение об организации и проведении выставки-конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства. Главными целями учрежденной премии являются развитие и укрепление культурного потенциала области в сфере изобразительного искусства, воспитание патриотических чувств через изобразительное искусство, содействие плодотворному межрегиональному сотрудничеству творческой интеллигенции.

I Международная выставка-конкурс на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства состоялась в апреле-мае 2011 года в ней приняли участие 10 регионов России и Украины: Белгородская, Воронежская, Курская, Орловская, Липецкая, Брянская, Тамбовская области России и Луганская, Сумская, Харьковская области Украины. В 2013 году в выставке приняли участие представители всех 10 регионов и г. Санкт-Петербурга. Общее количество представленных работ – 320, количество участников конкурса – 199 человек. Выставка отражает масштаб, видовое и жанровое разнообразие произведений, созданных художниками за последние 2 года. Экспонируемые произведения демонстрируют широкое прочтение авторами патриотической направленности конкурса, интерес к глубинным корням исторического прошлого страны, неразрывную духовную связь поколений.

По Положению об организации и проведении выставки-конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства отбирается пять лучших работ- победителей, по одной в каждой из пяти номинаций: «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Храмовое искусство». 8 июня 2013 года жюри выставки-конкурса подвело итоги.

Премия из номинации «Храмовое искусство» по решению жюри была направлена в номинацию «Живопись», где представлено наибольшее количество произведений из общего числа работ, участвующих в выставке, отвечающих патриотической направленности конкурса, как многоплановым раскрытием темы, так и высокими пластическими достоинствами.

В номинации «Живопись» жюри единогласно присудило премии «Прохоровское поле» А.Г. Костяникову (г. Орёл, работа «Васильки для прадеда») за философское решение темы памяти и преемственности поколений и С.Н. Ишкову (г. Брянск, работа «Отец») за психологизм в раскрытии образа ветерана Великой Отечественной войны.

В номинации «Графика» премию присудили С.Н. Кондрашову (г. Луганск, Украина, работа «За Русь Святую. Пересвет и Ослябя») за образное раскрытие темы духовного и воинского подвига русского народа.

В номинации «Скульптура» лауреатом стал Н.П. Криволапов (г. Курск, работа «Афанасий Фет») за глубину раскрытия образа русского поэта-патриота.

В номинации «Декоративно-прикладное искусство» победителем стала Г.И. Аксёнова (г. Белгород, работа «Молитва о России») за высокое исполнительское мастерство в создании узнаваемого образа России.

В рамках программы Литературных чтений «Прохоровское поле» выставку посетила делегация Союза писателей России во главе с председателем Правления СП РФ Валерием Ганичевым.

К данному информационному сообщению следует добавить, что по предложению замечательного поэта и актёра Михаила Ножкина поощрительной премии была удостоена скульптура В. Михеева «Прощание».