СЕЛО МОРКИ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Центром мероприятий, посвящённых 125-летию со дня рождения Сергея Чавайна, стало село Морки. Я уж, простите, читатели, буду оперировать привычными понятиями, а не нынешними изобретениями чиновников, типа «сельское» или «муниципальное» поселение, или вовсе уж неудобоваримое «территориальное сельское образование такой-то район».

Так вот, Морки располагаются километрах в 120 на юго-восток от столицы республики, у самой административной границы. Так что дорога туда ведёт разная: половина пути пролетает по Казанскому шоссе, довольно хорошему, и которое к тому же сейчас расширяют и ремонтируют, а вторая половина – уже боковые ответвления от столбовой трассы, хотя и очень неплохие для сельской местности.  Вообще Марий Эл не может служить иллюстрацией для поговорки про российские дорогие.

Ехал в село Морки я с заместителем министра культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Галиной Ширяевой. Галина Степановна настолько обаятельная и эрудированная женщина, что во время беседы с ней вовсе забываешь о её высоком должностном статусе. Редкое качество для чиновника.

Так вот, Галина Степановна много рассказала мне о родном крае, обратила внимание на некоторые достопримечательности, достойные того… В общем, для человека, который впервые попал в этот край, она оказалась подлинной находкой.

Не так далеко от села Морки Галина Степановна обратила моё внимание на одно хозяйство. Оказывается, в районе сложилось и успешно функционирует многопрофильное животноводческое хозяйство, во главе которого стоит член КПРФ. Коммунист-олигарх разводит скот, в том числе и лошадей, ему принадлежат обширные пастбища и сенокосные угодья… И повсюду над постройками этой латифундии развиваются красные серпасто-молоткастые флаги. Впоследствии я ещё неоднократно слышал про данный феномен. «Он хоть и коммунист, а хозяйствует вполне по-капиталистически, – прокомментировал один из чиновников. – А вообще – молодец!». Говорят, что доходы от хозяйственной деятельности идут в партийную кассу.

На заднем плане видны как раз те красные знамёна

Село Морки известно с середины XVII века. Сегодня в нём проживает примерно десять тысяч жителей. Сады, огороды, вокруг просторы полей…

Я вообще нередко задумываюсь, почему русское село вымирает, а село в национальных республиках живёт вполне нормально. Здесь не место для рассуждений на эту тему, но ведь факт же!  В любом случае, на одну только непродуманную политику государства в этом вопросе все беды не спишешь, тут причины глубже!

Особенностью данного села является перепад высот в самом населённом пункте. От нижней точки его до самой верхней – более ста метров! Насосным станциям, которые качают воду для вопросовода, приходится делать это в два этапа. Накладно для местного бюджета. Да только что ж поделаешь!..

К слову, о воде. В селе несколько водоёмов, в том числе и декоративный прудик с фонтаном и световой подсветкой в центре села. На берегу этого пруда имеется будочка, в которой из земли бьёт водный поток. Над источником стоит икона. Хотел я по старой привычке отпить, приняв его за родник, да только местные жители отсоветовали. Зато в этой родниковой (?) воде местные женщины стирали бельё.

В селе Морки имеется православный храм и мечеть. Это понятно. Но тут имеется и место моления буддистов, что, согласимся, несколько непривычно.

Садик релаксации при храме буддистов

Как рассказали, несколько лет назад здесь работал тренер по борьбе. Буддист. И он воспитал своих учеников в духе своей религии. Их не так много, последователей буддизма, всего около двух десятков. Но они построили молельный дом… А главное – место поклонения, т.н. Ступу просветления.

Что это такое, нам рассказал Мансур, оказавшийся при храме. Я всё пересказывать не стану, чтобы не напутать чего… Скажу одно: эту Ступу посетили уже многие виднейшие буддисты мира, сюда уже протоптывается паломнический путь… Так что задорной дочурке Мансура, которая всячески старалась привлечь к себе наше внимание (и ей это удалось) скучать не придётся! Да и сельской казне прибыль!

Непременно следует рассказать о музее села Морки, и о его директоре Марине Александровой. Музей не такой уж большой по площади, однако довольно разносторонний по экспонатам. Следует отметить, что познавательность экспозиции значительно возрастает благодаря обстоятельному рассказу Марины. Экскурсовод поведала нам о многом из истории и быта марийцев, о своих замечательных земляках.

Особенно мне запомнились факты из истории национального костюма марийцев. Марина показала, где и какие вышивались на рубахе знаки, указывающие на принадлежность к роду, где и какие вышивались обереги… Показательно, что на женской рубахе обереги располагались на груди с обеих сторон, а на мужской, которая носилась навыпуск… Да-да, именно там, где вы подумали. Причём, оберег оказался в виде двухголовой птицы, и одна голова смотрит, как и полагается, налево. И толкуй этот оберег каждый по-своему.

А я всё размышлял о своём. В те два дня я видел много молодых людей, облачённых в национальные рубахи. Худо-бедно, а не забывают юные майцы свои корни. Пусть и проявляется это через платье. Ну а мы-то, мы, русские… Американизируемся помаленьку…

Из района Морки вышли в свет более 70 поэтов и писателей, больше чем из любого другого района республики. Марина Александрова объяснила этот феномен природным фактором: и места здесь очень красивые, и самая высокая гора Марийского края, причём, гора с пещерой и легендой,  и родники, причём, некоторые из них также с легендами, и священные рощи, рассказы о которых ещё впереди…

Одна из моих собеседниц с искренней гордостью за свой край рассказала мне о расцвете литературы в республике. Вам, русским, говорила она, потребовалось сколько веков, чтобы ваша литература достигла такого совершенства. А у нас, марийцев, на этот путь потребовалось меньше века!

Что и говорить, пример впечатляет!

…Но пойдём дальше по селу.

Некогда здесь располагалась т.н. «красная зона» – тюрьма, в которой содержались преступившие закон сотрудники прокуратуры, милиции и других «силовых» структур. Впоследствии её перевели в Нижний Тагил. А постройки остались. Некоторые из них так и стоят бесхозными, разваливаются. А в самом здании устроили жилой дом. Не знаю, братцы, я, человек, который верит в то, что стены дома аккумулируют в себе энергию обитателя, не уверен, что жить в бывшей тюремной камере комфортно для нашей, столь чуткой, души.

Один из источников поступления денежек в казну села – это «газпромовская» подстанция, расположенная на его территории. Общеизвестно, что попасть в обойму «газовиков» – это великое счастье. В Морках для этих счастливчиков построено несколько домов с огромными квартирами; правда, злые языки утверждают, что большинство из них предпочли перебраться в частные дома…

Однако это ладно! Куда важнее другое.  В селе на средства «Газпрома» построен шикарный Дворец спорта «Олимп». Право, этому сельскому храму физкультуры могут позавидовать и крупные города! Здесь и зал для игровых видов, и для силовых тренажёров, и для фитнеса, и для шашек-шахмат… И люди ходят сюда заниматься, хотя и располагается Дворец на окраине села.

Понятно, что это более чем беглый обзор села. Но уж какой получился.