Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции
Перелом ноги и разбитая камера- цена ошибки “Почты России”
но Анна Гранатова называет это “боевым крещением”, и ерундой в сравнении с тем, как сегодня страдает отечественное литературное наследие.
Перелом берцовой кости, гематомы на обоих ногах в области голеностопа, ушибы коленных суставов, разбитая профессиональная фотокамера и сорванный график летней научной экспедиции по маршруту “Петербург- Петрозаводск-Петербург-Москва”. Таков итог ошибки “Почты России” и строительного раздолбайства в святых местах.
Напомним, что в конце мая текущего года директор конкурса экологической журналистики Союза Журналистов России Анна Гранатова получила на свой домашний адрес возврат письма, отправленного “Почтой России” в Петрозаводск для финалиста и обладателя специального диплома “Зеленый Патруль” журналиста Петрозаводского телевидения “Ника-Плюс” Александра Лычагина.
Письмо с дипломом, отправленное еще в октябре 2012г, вернулось спустя семь месяцев, и Анна иронично предложила включить этот инцидент в “книгу рекордов Гинесса”. Конечно же, заслугой “Почты России” стала то. что она дипломы за печатями и подписями лидеров Союза Журналистов России (В.Богданов) и “Зеленого Патруля” не потеряла. А вот Петрозаводск она явно перепутала с каким-то другим городом, возможно, Петропавловским- Камчатским. Так или иначе, но Анна побоялась вторично отправлять серебряный знак “Silver Swift” и эксклюзивную палеховскую тарелку (24 карат росписи золотом) для журналиста Лычагина прежним способом. Идея вручить все это вручить победителю лично в Петрозаводске, возникла еще и в связи с тем, что в силу своей научной работы Анна планировала в начале июня уехать в Петербург, где планировались традиционные “Пушкинские чтения”
Открытие конференции “Пушкинские чтения” (ЛГУ) и доклады пленарного заседания.
Слушать аудиофайл: http://yadi.sk/d/DuZryeuJ5kZea
Все участники конференции, профессиональные исследователи, историки литературы, лингвисты, переводчики, в 90% случаев имеющие кандидатскую или докторскую степень, касались в первую очередь вопроса о преемственности и трансформации жанровых традиций в отечественной прозе. Отличительной особенностью конференции является повышенный интерес молодых исследователей к писателям нашего времени, (З.Прилепин, Т.Толстая, Б.Акунин, Д.Быков, В.Пелевин), которые исследуют творчество наших современников. Одновременно, следует отметить сохраняющийся устойчивый их года в год интерес к “Серебряному веку” отечественной поэзии и прозы. Любопытным наблюдением, прозвучавшим на конференции, стало замечание, что сегодня в серии ЖЗЛ о писателях пишут именно писатели, а не просто ученые- историки литературы, что безусловно, пойдет на пользу серии. “Влезть” в писательскую шкуру лучше всего сможет человек, сам хорошо владеющий пером.
Анна планировала выступить с докладом по “специфике художественного кризиса производственного романа” на традиционных “Пушкинских чтениях” (ЛГУ) , а также встретиться со специалистами ИРЛИ (Институт Русской Литературы, “Пушкинский дом”).
Доклад Анны Г. на “Пушкинских чтениях”-2013 (аудио)
“Влияние публицистики на художественный кризис жанра производственного романа”
http://yadi.sk/d/7asmk5d55kZpg
От Петербурга до Петрозаводска- рукой подать, всего-то какие-то шесть часов на поезде “Арктика” (Москва-Мурманск), а Анне, проработавшей всю свою журналистскую жизнь в качестве разъездного корреспондента, к таким переездам и расстояниям не привыкать. Тем более, что в Карелии бывать не приходилось, а друзья, любители активного туризма, все уши прожужжали. Сказано- сделано. Куплены билеты и подготовлена к работе вся фототехника, Карелия – красивейший регион, сказочный подарок для фотографа, а Анна- страстный любитель фоторепортажа, никогда в командировки фотокорра с собой не таскала, обходясь своими силами.
Но эта страсть к фотоискусству сыграла с Анной в Карелии злую шутку. Желая не терять время даром, пока призер Лычагин еще не доехал до своего Петрозаводска, возвращаясь из командировки, Анна отправилась фотографировать Карельские красоты. И, во время съемки видов на Валламе, находясь на горной скале, Анна так увлеклась поиском выигрышной композиции кадра, что не заметила, как зацепилась ногой за коварную каменно-бетонную конструкцию, мощный строительный элемент, который невесть как оказался посреди природного ландшафта (Фрагмент каменной кладки фундамента? Остатки стройматериалов? Работяги вынесли со стройплощадки после реконструкции скита?!).
Так или иначе, но инерция и скорость падения оказалась внушительной, а камень скалы над обрывом – чересчур жестким. Одну из фотокамер удалось во время падения поймать и спасти. Другая – разбита вдребезги. О случившемся Анна отзывается с привычной иронией, именуя инцидент “боевым крещением”. – “Долго мне будет Карелия сниться”, – добавляет она, подражая словам известной песни, – Такое знакомство запомнишь навсегда.
Уже на следующий день финалист экологической премии, карельский тележурналист А.Лычагин прибыл в Петрозаводск, но официальную церемонию вручения “Серебряного Стрижа” пришлось отменять. “А то еще какие-нибудь злопыхатели поместят в прессе мой портрет в бинтах и зеленке, и пошутят насчет “Стрижей” на костылях”, – поясняет Анна, – И – все! Престиж конкурса “Серебряный Стриж” пошатнется!” Вручение награды прошло “в камерном формате”, без пафоса и местной прессы.
Из Петрозаводска Анна вернулась в Петербург, чтобы встретиться там с сотрудниками ИРЛИ (Институт русской литературы “Пушкинский дом”) в связи с научной работой по исследованию русской советской литературы. “Мне обидно осознавать, что сейчас уходит от нас поколение ученых, способное дешифровать рукописи советских писателей, и сохранить их культурное наследие для потомков. – Комментирует Анна, - А кто будет вслед за ними заниматься этой работой, не приносящей ни денег, ни славы, сравнимой с публичными профессиями?”
Булгаков ошибался, утверждая, что “рукописи не горят”. Еще как горят! Сгорела вся переписка Л.Леонова (“Вор”, “Соть”, “Русский лес”, “Пирамида”), хранившаяся на чердаке писательской дачи в Переделкино. Обработать и довести ее до печатной версии в виде книги, которая ушла бы на хранение в ведущие библиотеки страны и ее могли бы использовать в работе как профессиональные филологи, так и просто поклонники творчества выдающегося советского писателя, теперь уже никогда не удастся.
“Когда осознаешь масштабность задачи по сохранению культурного наследия, в которой есть и твоя маленькая лепта, то разбитые в кровь и переломанные при фотосъемке ноги, кажутся плевым делом, смешной иронией судьбы”, - комментирует Анна. – Именно поэтому я и прибыла в ИРЛИ, и до “Пушкинских чтений в ЛГУ, и после злополучной Карелии, – Сейчас летний график, у всех отпуска, фонды и рукописные архивы начали работать с передышками на летний период профилактики. Каждый день на счету. И если не мы – то кто же?”
Смешно слушать рассуждения некоторых ученых о том, что сейчас плагиат в научной работе весьма распространен. “Вы мне покажите людей, которые вообще занимаются советской литературой, – Добавляет Анна, – Такое впечатление, что там сейчас “выжженное поле”.
- Мол, раз “соцреализм”, то и говорить не о чем. Будто не было в советский период подлинных художников слова, а существовала одна лишь газетная пропаганда, издаваемая в твердых переплетах. А как же философская проза и социальный роман, деревенские повести и романы о войне? Да, темой русской иммиграции “Серебряного века” и даже канонизированными при жизни нашими современниками занялись весьма многие наши молодые исследователи. Модно! Политически корректно! А огромный пласт отечественной литературы советского времени мы теряем. На глазах. Рукописи горят, истлевают, исчезают. Их не успевают обрабатывать. Что с этим делать, как повлиять на эту ситуацию? Как внушить современникам, что подлинная литературная ценность не на скандальном “рынке”, а там, где художественное слово выдержало проверку временем? Историки литературы, текстологи, лингвисты, многие из которых давно перешагнули пенсионный рубеж, тоже уходят. А смены – нет. Литература – это не бронза и не живопись, которую можно “двинуть” за хорошие бабки с аукциона, это параллельный мир, который оказывает влияние на сознание общества. Вы хотите получить общество воров и бандитов? Тогда – вперед, на рынок, сдайте в макулатуру всю русскую литературу, созданную на протяжении столетий!
Мы – наследники огромного культурного сокровища, но не осознаем этого. И вот так, по глупости и недальновидности мы добровольно теряем собственное культурное наследие. Вот что обидно. Вот с чем невозможно смириться. А разбитые ноги, – да черт с ними, заживут!”
Дмитрий ЧЁРНЫЙ
на фото.
Анна, ИРЛИ, Пушкинский дом, Минин и Пожарский благословляют на подвиги.
Валаам. За пять минут до ЧП.
Петрозаводск, возле гостиницы “Северная” с призом для Лычагина, накануне отъезда на Валаам, словно в предчувствии инцидента.
Фотокопия письма для финалиста “Серебряного стрижа”, вернувшееся “Почтой России” спустя полгода.
К записи "Перелом ноги и разбитая камера- цена ошибки “Почты России”" пока нет комментариев