ПРОМЕЛЬКНУВШИЙ БЛИЗ ПЕТРА

Георг ОГИЛЬВИ – ФЕЛЬДМАРШАЛ УМНЫЙ И ЖАДНЫЙ

При подготовке одной из публикаций о ходе Северной войны (Пётр I против Карла XII) в томике Николая Шефова «Битвы России» я встретил фамилию Огильви, который назван генерал-фельдмаршалом российской армии. Но я такого фельдмаршала не знал! Это незнание меня зацепило, и я обратился к биографическому сборнику «Фельдмаршалы России», где соответствующей публикации не нашёл. Пришлось обращаться к другим источникам. И вот что обнаружилось.

Георг Бенедикт Огильви – военачальник начала XVIII столетия, который служил в нескольких европейских армиях, и имел чин фельдмаршала трёх государств. Правда, в России его чин значился как генерал-фельдмаршал-лейтенант, то есть, как бы это сказать на современный лад, фельдмаршал второго ранга. Начал он службу в австрийской армии, где проявил себя знающим военачальником и занимал ряд высоких должностей, в том числе императорского казначея.

Мы помним, что в начале века Пётр I по всей Европе привлекал на службу дельных специалистов во всех областях государственной деятельности, в том числе и военной. Соответствующее распоряжение искать специалистов получили все государевы деятели, оказавшиеся за границей. И вот Иоганн Паткуль, доверенное лицо Петра I и международный авантюрист, с полной приключений жизнью и кошмарным её завершением, предложил Огильви завербоваться в Россию. Что Огильви и сделал в 1704 году.

В России он пробыл недолго – о причинах пойдёт речь ниже. Участвовал в нескольких эпизодах Северной войны: в частности, в сражении за Нарву (1704) и в обороне Гродно (1706). При этом, если под Нарвой зарекомендовал себя достойно и вызвал лестный отзыв самого Петра, то его действия под Гродно вызывают вопросы – но это только к слову.

Оговорюсь сразу: поступил на русскую службу этот деятель исключительно ради денег. Мы знаем иностранцев в окружении Петра, которые восприняли Россию как вторую родину, и служили ей верой и правдой (хотя, конечно, и от звонкой монеты не отказывались). Огильви прославился в первую очередь беспринципным мздоимцем и любителем подношений.

Да-да, именно так: из нашего дня нынешнего трудно себе представить, что высокие должности в Вооружённых силах нашего Отечества могут занимать люди, для которых стремление к личному обогащению превалирует над осознанием ответственности за обороноспособность страны.

Но ограничиться только приведённым фактом было бы всё же несправедливо. Огильви зарекомендовал себя и в самом деле деятельным и инициативным военачальником. Вот факты в подтверждение этого тезиса.

Огильви составил несколько проектов документов, в которых предложил провести в Вооружённых силах значительную реорганизацию. В частности, привести всю российскую армию к единому и строгому штатному расписанию. Строже выстроить иерархию подчинённости. Упорядочить систему оповещения войск и передачи сигналов (юмора ради уточню, что ни радио, ни телефонов ещё не изобрели, и распоряжения передавались либо нарочными, либо условными сигналами). Унифицировать систему вооружения, привести его к единому стандарту, что облегчило бы снабжение боеприпасами. Упорядочить тыловое обеспечение войск, привести обозы к единому стандарту…

Что и говорить, его предложения видятся вполне разумными.

Однако приходится признать, что «птенцы гнезда Петрова» грызлись между собой, как говорится, по-чёрному. И каждого, кто совался к государю с проектами реформ, встречали неласково, опасаясь за то, что новопришлый оттеснит кого из «старой гвардии» от государственной кормушки. Если же этот новатор и в самом деле демонстрировал непомерную алчность, то против него объединялись все.

Скажем прямо: наш герой стать своим при царе Петре не смог. Впрочем, похоже, особо к этому и не стремился – друзьями так и не обзавёлся. Он приехал не за друзьями и не за славой – ему требовались только деньги.

Александр Меншиков и Борис Шереметев, да и другие высокие военные начальники завалили царя жалобами на Огильви, который, в свою очередь, писал кляузы на них. Разбирать, кто и в чём кого обвинял, не стану – это в данный момент непринципиально; у всех оказалось рыльце в пушку. Главное в том, что прослужив в России всего-то два года, обидевшийся на соратников Огильви попросил отпустить его восвояси – в Европу. Уставший от кипевших вокруг него дрязг Пётр отпустил залётного фельдмаршала легко (выплатив к тому же баснословную компенсацию) – иностранец тут же оказался на службе у благоволившего ему саксонского курфюрста Августа II (он же король польский, он же великий князь литовский), который одарил новоприбывшего богатыми поместьями в Богемии (злые языки утверждали, что таким образом кочующему фельдмаршалу оплатили его миссию соглядатая при царском Дворе)…

В результате довольными остались все. Пётр избавился от залётного военачальника, который пришёлся не ко двору. Меншиков и Шереметев избавились от инициативного и жадного конкурента. Огильви получил такие отступные, о которых не мог и мечтать.

Ну а кто остался внакладе?.. Думается, что русская армия, потому что разработанные Георгом Огильви предложения по её реформированию видятся вполне резонными.

Вот о таком искателе удачи и чинов, на два года залетевшем к Россию, я узнал благодаря ссылке на крохотный эпизод Северной войны.

.

Иоганн Паткуль: https://starodymov.ru/?p=27197

Оборона Гродно: https://starodymov.ru/?p=49905

«Птенцы гнезда Петрова»: https://starodymov.ru/?p=34954

Александр Меншиков: https://starodymov.ru/?p=49247

Борис Шереметев: https://starodymov.ru/?p=12846

Август II: https://starodymov.ru/?p=49014