Голицыны и Салтыковы

Начальная публикация: https://starodymov.ru/?p=48772

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=48788

По всей видимости, кто-то из последующих владельцев усадьбы из историографии выпал. Потому что следующим называется сразу Борис Голицын – наставник и наперсник Петра Великого.

Об этом человеке следует рассказать подробнее, и я непременно со временем сделаю это – сколько в нём намешано несовместимых, казалось бы, качеств! Человек широко европейски образованный, не всегда исполнительный – ибо знал, что ему всё сойдёт с рук, необузданный в гневе, абсолютной верности государю, воитель и взяточник, большой любитель выпить и прожигатель жизни, основатель архитектурного стиля «голицынское барокко». Ему принадлежит знаменитое выражение: «Я уважаю русскую веру, немецкое благоразумие и турецкую верность»…

Как-то царь Пётр поручил ему перегородить речку в Царицыно. Однако Голицын отпущенные на реализацию проекты деньги промотал, и поручение не выполнил. На гневный вопрос государя, почему так, ответил: мол, коль Господь определил, куда течь реке, не человеку отменять это предопределение… Даже Пётр не нашёлся, что ответить наглецу. Однако в своей усадьбе Голицын ради своей прихоти нарушил предначертание, и устроил целый каскад прудов. Как уже говорилось выше, именно его крепостной архитектор, Василий Белозёров, возвёл пышную усадьбу… Однако барину не понравился возведённый крепостным зодчим храм, и он велел зодчего выпороть кнутом (как тут не вспомнить судьбу Фёдора Коня) – легенда гласит, что мастера запороли до смерти.

Скончался Борис Голицын в 1714 году во Флорищевой пустыни, там же и упокоился – упоминаю об этом факте в связи с тем, что мой друг Василий Гаврилюк прислал мне книгу об этой обители (автор В. Орлов), которую я внимательно прочитал, и о которой собираюсь написать свои впечатления.

Унаследовал усадьбу его сын Сергей. В Марфино он если и появлялся, то нечасто – всё время находился при государе. Однако после кончины Петра Великого его оттеснили в сторону… И ему пришлось продать Марфино, чтобы расплатиться с долгами. Поскольку данная публикация – именно о Марфино, о судьбе Сергея Борисовича рассказывать не стану, однако следует отметить такой факт. От двух жён у него родилось одиннадцать детей, а также в семье воспитывалось несколько его младших братьев и племянников, а также дети несчастного Александра Бековича-Черкасского (ещё один исторический персонаж, о котором я уже давно собираюсь, да всё никак не подготовлю публикацию).

А купил усадьбу Пётр Салтыков – знаменитый деятель екатерининского времени, будущий генерал-фельдмаршал. Именно при нём и его сыне Иване Марфино пережило свой золотой век становления и развития. Усадьба стала своего рода подмосковным летним клубом для московской знати. Сюда собирались и здесь подолгу проживали многочисленные гости известнейших фамилий. Основными занятиями для них служили охота (в первую очередь псовая) и театр. Для гостей хозяева организовали все удобства: спальни, конюшни, псарни, театральные павильоны, оранжереи, пруды…

Во время нашей прогулки Борис Подопригора обратил моё внимание на два оригинальных трёхэтажных кирпичных здания справа от основного корпуса санатория.

- Здесь жили псари, – пояснил он.

Что тут скажешь?.. Судя по всему, неплохо жили. А с другой стороны – хороший псарь – он дорогого стоил!

А Наташа Подопригора больше рассказывала об архитектурных особенностях ансамбля, об использовании для декора уникальной технологии раскрашенного папье-маше..

О нескончаемых празднествах, проходивших тут всё лето, тепло писал знаменитый московский мемуарист пушкинской эпохи Филипп Вигель.

.

Фёдор Конь: https://starodymov.ru/?p=3689

Александр Бекович-Черкасский: https://starodymov.ru/?p=34808

Василий Гаврилюк: https://starodymov.ru/?p=45235