Валентин РАСПУТИН

Первая публикация серии: https://starodymov.ru/?p=48562

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=48648

Тут даже представлять автора особо нет необходимости. Один из самых известных отечественных авторов второй половины ХХ века.

Его повести «Уроки французского», бесспорно, прекрасное произведение. И экранизация замечательная.

Мне довелось в одной из командировок тесно общаться с Эдуардом Анашкиным, который близко знал Распутина. Так вот, он много рассказывал о дальнейших судьбах героев этой повести.

См.: https://starodymov.ru/?p=47256

На мой взгляд, в повести хорошо показано, как главный герой, мальчишка, по-юношески влюблённый в учительницу, переносит своё к ней чувство и на неё, и всерьёз представляет, что и она в него влюблена.

Ну а теперь – цитаты.

.

Человек стареет не тогда, когда он доживёт до старости, а когда перестаёт быть ребёнком.

Хорошо бы…

.

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

Нынешние ученики скорее чувствуют вину учителей перед ними!.. «Онжеребёнок» побеждает.

См.: https://starodymov.ru/?p=48589

.

Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство – от противного.

Смотря кто противный…

.

Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить.

Ну, это всего лишь фраза, сказанная в сердцах, и не более того. Её бы даже в афоризмы не следовало бы выносить.

.

Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то улететь.

Красивый образ.

.

Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд?

Ну, брат, тут ты погорячился!.. В недобрую компанию ты попал, коль пришёл к такому выводу…

.

Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками.

Какая-то корявая фраза. К чему автор собрался привязывать искренность?.. Искренность хороша к месту, но далеко не всегда.

.

Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало всё моё ангарское происхождение вплоть до последнего колена.

Ну, это нормально! Особенности говора формируются с пелёнок, и переучить человека на другую фонетику очень трудно. Да и нужно ли?.. Школа в среднем учит иностранному языку на уровне «понимать и быть понятым», а не для подготовки агентов. А если у человека есть способности к языкам, они разовьются…

.

Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно.

Как там у классика: не так страшно, если кто играет – страшно, что пытается отыграться!

.

Я по себе знал: когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься.

Хорошее качество. Куда чаще встречается, что если не получается, то забросить – да и вся недолга!..

.

Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца.

Непростой вопрос. Его можно переиначить: учитель – это профессия или образ жизни?.. В былые времена, да в сельской местности от учителя требовалось соблюдать нормы поведения, а сейчас, да в большом городе, да с учётом современных раскрепощённых нравов… Да что там говорить!.. Поколение учителей другое, с другими представлениями о том, что есть правильно… Повторю: очень непростой вопрос, да к тому же в процессе развития.

.

Иной раз полезно забыть, что ты учительница, – не то такой станешь бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет.

Ну, тут не поспоришь. С такими также доводилось встречаться…

Ещё хочется обратить внимание на то, что нередко школьные учителя перестают развиваться в своём предмете, а просто из года в год бубнят некогда усвоенные и отработанные уроки.

.

Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.

На мой взгляд, главное, что требуется от учителя – научить ученика учиться, помочь ему овладеть умением получать знания.