27 августа 1855 года – Русская армия покинула Севастополь.

По сути, это стало окончательным поражением России в Крымской войне.

Свою точку зрения по поводу итогов Крымской (или как её называли на Западе, Восточной) войны я уже высказывал: не считаю её позорно проигранной, как её традиционно выставляют в отечественной истории. Антироссийская коалиция не сумела выполнить ни единой задачи: не отбила у России ни Европейский Север, ни Дальний Восток, да и в Крыму не закрепилась – пришлось-таки город оставить, пусть и в качестве победителей… Единственно, вогнали в гроб Николая I; так и это в результате оказалось Западу во вред: верный их агент влияния при русском дворе, вражина Карл Нессельроде, оказался в отставке – Александр II изгнал его с поста министра иностранных дел с треском.

Впрочем, этому ещё предстояло случиться. А пока…

Далее привожу текст из замечательной энциклопедии Александра Торопцева «Мировая история войн». Правда, позволяю себе кое-где немного корректировать текст, не искажая его сути. На всякий случай уточняю, что под «союзниками» в тексте подразумеваются войска антироссийской коалиции – стараниями всё того же Нессельроде мы оказались в той войне в одиночестве.

После шестой, самой жестокой бомбардировки города, начавшейся 24 августа, 27-го союзники пошли на штурм истерзанного города. Они выбили русских с Малахова кургана, и Горчаков (Михаил Дмитриевич, генерал от артиллерии, генерал-адъютант, недавно назначенный командующий войсками в Крыму) принял решение вывести войска из города.

За 349 дней обороны русские потеряли 128 тысяч человек убитыми и около 8500 человек умершими от болезней. Французы и англичане – 71 тысячу убитыми.

Пусть эта разница не вводит в заблуждение особо слабонервных. Потери оккупантов составляли только кадровые военные, в то время как с русской стороны в указанное число вошло немало местных жителей. К тому же из-за моря прибывали подготовленные войска, а в русских окопах оказывалось немало рекрутов, которые пешим ходом приходили из Центральной России.

За время осады союзники выпустили по защитникам 1.356 тыс. снарядов – больше, чем по десятку на каждого погибшего. Только французы потратили на севастопольцев более 26 млн. патронов, т.е. по 2000 на каждого убитого; ну и британцы, турки, другие участники коалиционных сил стреляли не меньше.

Далее цитирую. Александр Петрович почему-то ведёт речь от себя во множественном числе, по всей видимости, тем самым показывая, что говорит от лица единомышленников. Если это так, то получается, что и от моего тоже, потому что и я стою примерно на тех же позициях.

Говоря об итогах обороны Севастополя, пишет Торопцев, мы решительно заявляем, что защитники Севастополя победили в той схватке с англо-франко-турецкой армией. Победили – это надо понять! Потому что выполнили стратегическую задачу: оттянув на себя лучшие силы союзников, они трепали их в течение более одиннадцати месяцев, утомили противника, отбили охоту у вражеских солдат и офицеров воевать.

Именно затяжная осада Севастополя вызвала волну недовольства в разных слоях населения Франции, Англии и других стран, а это сильно уменьшило шансы тех, кто не прочь был бы продолжить боевые действия в России.

.

Моя публикация о Крымской войне: https://starodymov.ru/?p=42969

Александр Торопцев: https://starodymov.ru/?p=22400

Карл Нессельроде: https://starodymov.ru/?p=35854