70 лет назад

ДО НАЧАЛА ВОЙНЫ ОСТАВАЛОСЬ ПОЛГОДА…

Николай СТАРОДЫМОВ

Итак, в декабре 1940 года Гитлер подписал Директиву №21 – План «Барбаросса». Подготовка Германии к войне против Советского Союза вступила в завершающую фазу. На Дойчланд и его союзников теперь работала экономика и материальные ресурсы почти всей Европы. Вдоль границ с Советским Союзом начали строиться и обустраиваться места расположения войск, на железнодорожных станциях оборудовались места разгрузки танков и другой тяжёлой техники.

Как известно, Гитлер и большая часть его генералов (кто искренне, а кто во исполнение мнения своего фюрера) невысоко оценивали военный потенциал Советского Союза. И тем не менее, прежде чем сцепиться с «северным медведем» (или «колоссом на глиняных ногах») они считали нужным «зачистить» Европу, устранить последние очаги сопротивления гитлеризации континента, обезопасить свои тылы. Конечно, оставалась Англия, которую фюрер считал едва ли не более опасным противником, чем СССР, однако тут он поделать ничего не мог – на грандиозную десантную операцию на британские острова он не решился, имея за спиной нашу страну. Дело в том, что английская разведка подсунула в немецкое посольство в Вашингтоне «дезу» о том, что в случае, если Гитлер начнёт кампанию против Британии, Красная армия ударит ему в тыл. В то же время германское руководство сочло, что после Дюнкерка можно было не переживать: британский лев в материковую Европу вряд ли сунется, как бы здесь ни развивались события.

Как бы то ни было, цель у Гитлера обозначилась чётко: Советский Союз.

Однако Гитлер счёл резонным предложение командующего ВМС гросс-адмирала Карла Дёница о наращивании подводного флота, чтобы обезопасить Дойчланд с моря. В результате было начато строительство сразу сорока субмарин. Это не так много, как кажется, если учесть, что к этому моменту кригсмарине уже потеряла 31 подлодку, так что скорее можно говорить о восполнении потерь…

Опять же, известно, что советская разведка сумела добыть текст Директивы №21. Принято считать, что Сталин в подлинность этого документа не поверил. Судя по всему, так оно и было. Однако он был достаточно опытным политиком, чтобы напрочь проигнорировать столь грозный сигнал. Всё же некоторые меры, предпринятые в стране, свидетельствуют, что руководство страны по меньшей мере приняло документ во внимание. В НКВД распухали от новых и новых документов литерные дела «Затея», «Чёрная Берта» и другие, в которые стекалась информация о приближавшихся  грозных событиях.

…Когда пытаешься заглянуть в прошлое, как правило, в глаза бросаются некие знаковые события, чаще всего обагрённые сполохами сражений. А размеренная жизнь между войнами (революциями, терактами) просто выпадает из поля любопытства. Так и январь 41-го – как писали в русских летописях, «ничего не бысть». А ведь жизнь-то продолжалась: люди рождались, влюблялись, созидали, ходили в кино… Да мало ли дел у каждого из нас каждый день – дел, которые заполняют наше бытиё до отказа, но которые нередко не оставляют в памяти ни малейшего следа!

Однако имели место в тот месяц и события, которые обойти молчанием было бы несправедливо. Ибо война стояла на пороге нашей Родину. Ибо оба основных завтрашних противника лихорадочно к ней готовились. Ибо мы только готовились, а другие уже воевали – в частности, на Балканах уже лилась кровь, на Тихом океане шли бои, в Африке…

19 января состоялась встреча Гитлера с Муссолини. До того фюрер и дуче придерживались своеобразного разграничения сфер боевых действий: Италия воевала южнее широты Альп, оставляя Германии остальные просторы. Однако теперь стало ясно, что ни на Балканах, ни в Северной Африке итальянские войска с поставленными задачами справиться не могут. Так что было принято решение о совместных действиях стран «оси» в данных регионах. В результате на южный берег Средиземного моря был высажен гитлеровский Африканский корпус во главе с генерал-лейтенантом Эрвином Роммелем – Роммель обретёт здесь славу полководца, получит маршальский жезл и уважительное прозвище «Лис пустыни», и отсюда уедет побеждённым навстречу самоубийству. Кроме того, результатом встречи этих фашистских диктаторов стало вмешательство Германии в боевые действия на Балканах. Здесь с ноября 1940 года продолжалась итальянско-греческая война, которая завершилась только в результате вмешательства вермахта, которое произошло уже весной.

Впрочем, в это время Германия уже воевала, правда, война эта была воздушная. Люфтваффе и британские Королевские ВВС обменивались бомбовыми

Самолёт "Ланкастер"

ударами уже на протяжении нескольких месяцев. 9 января состоялся первый полёт английского самолёта «Ланкастер», ставшего  одним из лучших бомбардировщиков Второй мировой войны. Всего в Англии и Канаде таких машин было выпущено 7366 единиц. Через месяц началось производство ещё одного четырёхмоторного бомбардировщика, «Шорт Стерлинг», обладавшего ещё более высокими характеристиками – он мог нести большую бомбовую нагрузку на большее расстояние и с большей скоростью. В результате основной гитлеровский пикирующий бомбардировщик Ю-87 («Штукас») стал проигрывать своим заморским противникам. К слову, 29 января прошёл испытание советский бомбардировщик, получивший в серии наименование Ту-2.

11 и 12 января Германия и Англия обменялись бомбовыми ударами, не причинивших военному потенциалу врага никакого ущерба, от которых, однако, страдало мирное население.

И ещё, что касается Англии. Здесь начали принимать в армию женщин, правда, только во Вспомогательную транспортную службу. Принимали их на добровольных началах, при условии наличия двухлетнего водительского стажа. На этот шаг пошли, чтобы высвободить строевых солдат для выполнения боевых задач.

А за океаном в это время решался глобальный вопрос, от которого в определённой степени решалась судьба всего мира и итоги Второй мировой войны. А именно: в Конгресс США 10 января был внесён законопроект об активизации помощи европейским странам, в первую очередь Великобритании, ведущим войну против гитлеровской Германии. Это был знаменитый законопроект о ленд-лизе, и автором его был Франклин Рузвельт, за два месяца до того в третий раз избранный президентом страны. Инициатива встретила ожесточённые споры в Конгрессе, да и вообще в стране. Однако, как известно, закон был принят, и со временем именно благодаря ему в Советский Союз начала поступать помощь.

К слову, в те же дни Рузвельт вывел формулу «четырёх свобод», которыми должен обладать человек. Это: свобода слова, мысли и права на выражение мнения; свобода вероисповедания; свобода от нужды, основанная на нормальном функционировании экономики страны в условиях мирной жизни; свобода от страха. Не знаю, кому как, я лично мне такая формула по душе.

Однако вернёмся на Родину.

В условиях, когда мир всё прочнее увязал в мировой войне, руководство страны провело ревизию стратегических государственных резервов, и пришло к выводу, что они явно недостаточны. Скажем, по продовольствию запасы могли обеспечить потребности армии только до полугода. Запасы нефтепродуктов оказались совершенно незначительными. То же касалось и запасов металлов – что чёрных, что цветных… 17 января 1941 года было принято постановление об увеличении госрезерва по всем показателям.

О «пакте Молотова–Риббентропа» говорено и писано столько – немеряно! Не будем сейчас диспутировать о его пользе и моральной составляющей, просто примем это за свершившийся факт. Однако, как выяснилось, в этом вопросе оставались некоторые нестыковки. Так, 10 января 1941 года нарком иностранных дел Вячеслав Молотов и германский посол Фридрих Вернер фон дер Шулленбург подписали ещё один секретный документ – об урегулировании проблемы спорных территорий в Литве. В результате Германия оказывалась от своих притязаний, за что получала от Советского Союза 7,5 млн. долларов золотом. (Перекинем мосток в день сегодняшний: таким образом была советским золотом закреплена западная граница Литвы в её нынешнем виде).

Параллельно шёл процесс переселения – этнических немцев из Прибалтики и других регионов, занятых Красной армией, в Германию, и людей, оказавшихся на территории, оккупированной вермахтом, но желавших переехать в СССР. Вполне понятно, что среди этих репатриантов спецслужбы проводили активную работу. В частности, были выявлены факты, когда сотрудники Абвера, внедрённые в соответствующие комиссии, передавали оружие и различное снаряжение националистам в Западной Украине.

С января 1941 года резко увеличилось число агентов, засылаемых в западные области Советского Союза. Число задержанных шпионов возросло по сравнению с началом предыдущего года в 15-30 раз! На конец первого квартала 1941 года в Прибалтике, в западных районах Белоруссии и Украины было выявлено 1596 немецких агентов, 1338 из которых было задержано. Агенты, согласно Ориентировке Особого отдела ГУГБ НКВД от 29 января, стремились внедриться в организации и учреждения, которые имели непосредственное соприкосновение с частями Красной армии – отделения Госбанка, почтовые отделения, заготовительные структуры и т.д.

Вторым января датировано сообщение НКВД СССР о результатах проверки мобготовности в Белоруссии. Не вызывает сомнения, что сама проверка в той или иной степени связана с тревожной информацией о подготовке к войне, которая поступала из-за рубежа. Правда, советское руководство считало, что основной удар гитлеровские войска нанесут южнее, через Украину в сторону нефтеносного Кавказа… Но как бы то ни было, проверка в Белоруссии состоялась. Она выявила неготовность республики к проведению мобилизационных мероприятий в случае крупномасштабного военного конфликта. Особой критике подверглась работа военкоматов. Параллельно в самом Наркомате внутренних дел было разработано Наставление по мобилизационной работе особых отделов НКВД и приказом от 27 января введено в действие.

Всё в том же январе было принято решение о создании при Высшей школе НКВД специальных курсов для подготовки оперативных работников из числа этнических поляков, румын и чехов. (Сама школа была создана в июне 1930 года).  А в Ленинградском филиале школы создали курсы по глубокому изучению немецкого и английского языков.

Готовились к войне не только западные округа, но и находившиеся далеко в тылу. Так, скажем, в январе 1941 года инспекторская проверка Генерального штаба прибыла в Сибирский военный округ. Инспекция завершилась проведением полномасштабных учений с боевой стрельбой… Готовилась армия к войне, готовилась. Правда, скорое будущее показало, что не так, однако это уже вопрос не к самой армии, не к солдату, а к руководству страны!

В том же январе командование Красной армии провело две т.н. стратегические военные игры. Отрабатывались вопросы прорыва обороны противника, форсирования водных преград, овладение укрепрайонами и т.д. Сегодня мы знаем, что война пошла совершенно по иному сценарию.

Сейчас модно показывать события предвоенного периода страны как сплошную череду ошибок. Ну, тут уж – кто что в истории желает увидеть. Потому что имеются и примеры другого рода. Так, вооружённые конфликты, в которых участвовала Красная армия, показали, что отечественной «оборонке» необходимо наращивать производство боеприпасов. Для решения проблемы в январе 1941 года в структуре Наркомстроя было создано специальное управление Главбоеприпасстрой. В результате уже в мае производство патронов, гранат, бомб, снарядов и другой аналогичной продукции возросло более чем в полтора раза.

Ну и ещё один очень интересный документ той поры. В январе 1941 года в недрах Главного управления пропаганды Красной армии родилась директива за №259 – « О состоянии военной пропаганды среди местного населения». На мой взгляд, с точки зрения идеологической – замечательный документ. Он довольно обширный, потому пересказывать его не стану – кому любопытно, легко найдёт его в Интернете. Скажу только, что в директиве подробно проанализирована взаимосвязь между культурой и искусством страны и её обороноспособностью. В частности, ставился вопрос о том, что мало снимается художественных фильмов, пишется книг, создаётся художественных полотен, которые воспитывали бы подрастающее поколение в духе готовности к защите Родины. Право, если убрать идеологическую составляющую документа, он чрезвычайно актуален и сегодня!

Вот таким он был, январь 41-го!

…И произошло в тот месяц ещё одно событие, о котором хочется сказать с ностальгической грустью. 12 января 1941 года родился Владимир Мулявин – создатель и руководитель легендарных «Песняров», одного из самых популярных ВИА Советского Союза. Об этом человеке и этом коллективе хотелось бы поговорить подробнее. Только это уже совсем другая история.