28 марта 1925 года – родился Иннокентий Смоктуновский,
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат множества премий.
Уже неоднократно писал я о том, что считал и считаю его актёром одной роли. Деточкина он сыграл поистине великолепно – по-видимому, роль просто идеально подошла ему. А больше – какая роль в исполнении Смоктуновского ещё вспоминается?.. Поистине знаковой – больше ни одной.
И когда по всем каналам с придыханием говорят о несравненном таланте этого актёра, меня это ставит в тупик: чем же таком выдающимся потрафил он всем восхвалителям!.. Вики называет его «первым интеллектуальным актёром советского кино»… Это кто ж и по какому критерию вывел такую формулировку? Иннокентий Михайлович происходил из семьи «раскулаченных» и репрессированных, и сам пробился на большой экран – преклоняюсь перед этим фактом, уважаю; ну таких актёров немало в ту пору пришло в кинематограф, Он был фронтовик, но и фронтовиков немало в искусстве…
В общем, для меня навсегда остаётся загадкой, почему наш кино-бомонд так носится именно со Смоктуновским. Популярность его имени и уровень таланта мне представляются искусственно раздутыми.
Ну и уж когда рассказывают, что его уговаривали сыграть Болконского или Штирлица, Хлудова или Сирано, всегда недоумеваю: вы это говорите серьёзно или прикалываетесь?.. Сутулый, суетливый, с бегающими глазками, и я уж не говорю про некоторые семитские черты (хотя сам он себя числил белорусом) – тут уж ничего не попишешь, это данность от природы. Ну право же: какой из него князь или штандартенфюрер?..
Не знаю.
Оно понятно, что в день рождения, тем более, вековой юбилей – правильнее говорить только хорошее. Но невозможно удержаться от саркастической преамбулы, которую я привёл выше.
Родился Иннокентий в Сибири, куда некогда сослали его предков – ещё в царские времена, и информация о причинах ссылки весьма противоречивая: не то в восстании участвовал, не то зубра в заповедной пуще подстрелил.
Впервые попал в театр в качестве зрителя в Красноярске, упоминаю об этом факте по единственной причине: мне посчастливилось побывать в этом театре во время командировки в этот город.
В школьную пору занимался в школьном драмкружке. Однако его оттуда изгнали, неведомо за что, но по моим представлениям нужно очень постараться, чтобы шестиклассника изгнали из школьного кружка.
В 1943 году его призвали в армию, направили в военное училище, однако вместо обучения отправили на фронт. Право, складывается впечатление, что и там у него с кем-то не сложились отношения – всё же это шёл не 41-й и даже не 42-й, чтобы недоучившихся курсантов отправлять рядовыми дыры на фронте латать. Явно, причина какая-то тут имелась.
Курская дуга, форсирование Днепра, освобождение Киева…
Медаль «За отвагу», которую ему вручили полвека спустя – ещё одна непонятка биографии.
Потом плен – это случилось в конце 1943 года под Киевом. Между прочим, некоторое время содержался в лагере для военнопленных близ Житомира, который располагался буквально в полукилометре от дома, в котором я провёл детство; там в советские времена установлен памятник узникам, надеюсь, не снесён и сегодня. К нему гитлеровцы для чего-то протянули через лес узкоколейку, остатки насыпи которой сохранились и сегодня.
В январе 1944 года бежал из плена. Его укрыла украинская семья – впоследствии Смоктуновский всю жизнь поддерживал связь с семьёй своих спасителей. Вступил в партизанский отряд. Потом – Красная армия. Командир отделения автоматчиков, сержант. Освобождение Варшавы, за что вручена вторая медаль «За отвагу»… Войну окончил в Германии.
Вернулся в Красноярск, где и начал артистическую карьеру. Служил в театрах Красноярска, Норильска, Грозного, Махачкалы, Сталинграда… Пробовал поступать во все московские театры, но везде получил отказ – как пишут биографы, нигде для его типажа не имелось ролей.
В конце концов по предложению Евгения Лебедева (актёра, который великолепно играл Холстомера) Смоктуновского принял в свою труппу Товстоногов. И хотя у провинциального актёра, не получившего никакого образования, поначалу мало что получалось, творческая карьера постепенно начала складываться.
Этот факт отметил знаменитый Павел Луспекаев, высоко оценивший сценическое дарование начинающего, хотя уже и немолодого, актёра.
Ну а потом началась его фильмография. Ради кинематографа Смоктуновский ушёл из театра, а когда попросился обратно, его не приняли – у Товстоногова был принцип: обратно ушедших не принимать. Некоторое время Смоктуновский служил в театре у Ефремова (старшего, понятно).
…Всю биографию пересказывать не стану. Там ещё много было всего весьма любопытного. И семейную жизнь затрагивать тоже не стану: и здесь у него всё складывалось непросто.
А вот – немного и киноролях.
Он играл несколько ролей, которых я не помню, но довольно показательно, что он чётко разделял своё личное отношение к историческим персонам и актёрскую работу. Вот некоторые персонажи, роли которых исполнял Смоктуновский:
Ленин («На одной планете»): https://starodymov.ru/?p=33188
Антонов-Овсеенко («День первый»): https://starodymov.ru/?p=46698
Дзержинский (Кремлёвские куранты»): https://starodymov.ru/?p=36243
Рузвельт («Выбор цели»): https://starodymov.ru/?p=47292
.
Теперь фильмы.
.
«Девять дней одного года» – это фильм, конечно, прорывной для своего времени, однако Смоктуновский там на вторых ролях: https://starodymov.ru/?p=43269
«Моцарт и Сальери», Смоктуновский играет Моцарта, и играет замечательно (ссылку немного не в тему, но о том же конфликте новаторов и консерваторов в искусстве): https://starodymov.ru/?p=32123
«Гамлет» – считается, что это прекрасная экранизация, и это классический Гамлет. Знатокам, конечно, виднее. Но мне и фильм кажется не слишком зрелищным, и сам Гамлет как-то не впечатляет… Хотя тут я могу признать свою неправоту – фильмом положено восхищаться…
«Берегись автомобиля», тут, на мой взгляд, его высшая удача: https://starodymov.ru/?p=46013
«Чайковский», где наш юбиляр играет самого Петра Ильича: https://starodymov.ru/?p=43933
«Укрощение огня» – парадоксальный фильм. По сути, картина имеет мало общего с истинной историей освоения космоса; а вот смотрится же!.. Мы знаем, что в реальности всё происходило иначе, но мы заворожённо смотрим, как прекрасно нам показывают эту сказку «по мотивам» реальности. Смоктуновский играет здесь эпизодическую роль, глуховатого умницу старичка Циолковского, но играет замечательно: https://starodymov.ru/?p=43936
«Москва–Кассиопея» и продолжение, мне этот фильм никогда не нравился.
«Звезда пленительного счастья», скажу то же: я никогда не относился к поклонникам этого фильма. И роль Иркутского губернатора, которую исполнял Смоктуновский, мне не понравилась, хотя тут я вполне допускаю, что вина в том постановщика: https://starodymov.ru/?p=45823
«Скупой рыцарь» (сюжет из «Маленьких трагедий») – барон в его исполнении бесподобен!
В сериале про гардемаринов он хорош в роли французского кардинала, но это тоже эпизодическое появление.
Ещё одна картина, вроде как неплохая, однако вызывающая большие вопросы. Это «Гений», в которой какой-то мелкотравчатый криминальный «авторитет» в исполнении Смоктуновского загоняет талантливого преступника в угол, по сути, провоцируя на то, чтобы он обратился за помощью в правоохранительные органы, вместо того, чтобы приблизить гения и сделать его своим мозговым центром. Глупый какой-то «авторитет» получился, неубедительный, крохобористый. Хотя и тут вопрос к создателям фильма, а не к актёрам. См.: https://starodymov.ru/?p=43052
…Там ещё много фильмов, но остальные оставлю для последующих публикаций. Кроме того, Смоктуновский занимался озвучиванием некоторых актёров, а также читал текст за кадром.
В общем, что работяга, то никто не спорит; что узнаваемый и талантливый актёр, тоже нет сомнения. Ну а то, что лично я считаю, что не настолько уж он гениальный, то уж моё право так считать.
.
Иннокентий Смоктуновский и оценки его творчества: https://starodymov.ru/?p=44521
О том, кто ещё претендовал на роль Штирлица: https://starodymov.ru/?p=31557
Моя командировка в Красноярск: https://starodymov.ru/?p=15881
Освобождение Киева: https://starodymov.ru/?p=44051
Житомир: https://starodymov.ru/?page_id=1957
Павел Луспекаев: https://starodymov.ru/?p=32877
Георгий Товстоногов: https://starodymov.ru/?p=35332
Олег Ефремов: https://starodymov.ru/?p=46454
К записи "Кино. Иннокентий Смоктуновский: к столетию со дня рождения" пока нет комментариев