Март-1815 года:

Сто дней Наполеона

Предыдущая публикация о судьбе Наполеона и его Великой армии: http://starodymov.ru/?p=45630

1 марта 1815 года – высадка отряда Наполеона во Франции.

Отряд на нескольких судах отплыл с Эльбы 26 февраля, охранявшие остров подразделения британских и французских моряков попросту проморгали этот побег. Или отвечавшие за караульные команды комиссары закрыли на него глаза – лично я такой вариант не исключаю.

Во Франции оказалось немало противников реставрации Бурбонов; да и сам Людовик XVIII в немалой степени способствовал тому, чтобы вызвать недовольство собой как внутри страны, так и в глазах союзников. Впрочем, союзники – ладно, а вот в обществе сторонников у Наполеона оказалось немало.

Когда флотилия Наполеона вошла в небольшую бухту Жюан-ле-Пэн на побережье Средиземного моря, первые, кто приветствовали возвращение низложенного императора, стали таможенники местного поста.

Однако расположенный поблизости небольшой городок Антиб отказался впустить Наполеона. Не ввязываясь в бой, Бонапарт со своим отрядом миновал его и отправился на север – он понимал, что ему нужны только победы, и самая незначительная осечка на старте авантюры может пресечь его ремиссию в зародыше.

.

3 марта 1815 годаНаполеону без боя сдались Канны и Грас.

Отряд Наполеона пополнился солдатами местных гарнизонов и четырьмя пушками – до того артиллерией он не располагал.

Кроме того, Наполеон в местной типографии отпечатал воззвания к нации, которые разослал по городам и весям. В прокламациях он обещал низложить Бурбонов и вернуть порядки и законы периода своего наивысшего могущества. Да и к гордости соотечественников взывал – унизили, де, нас, галлов, славяне да тевтоны!.. О причинах унижения, понятно, не упоминал…

.

7 марта 1815 годаНаполеон направился к Греноблю.

У стен города произошла знаменитая сцена, когда Бонапарт вышел к королевским войскам, высланным для его пленения, и произнёс вошедшую в историю высокопарную фразу: «Если кто-то хочет меня убить, вот он я!»… Никто не выстрелил. И войско перешло на его сторону.

Надо же, как в истории выстраиваются причинно-следственные связи!.. Если бы тогда и там спустил курок один-разъединственный королевский солдат, то оборвалась бы цепочка последующих событий и в конечном итоге не случилась бы битва при Ватерлоо, в которой погибли тысячи и тысячи человек. Это к вопросу о нескончаемой дискуссии о роли личности в истории.

.

11 марта 1815 годаНаполеон провёл парад войск, которые перешли на его сторону и признали императором.

К этому времени под его знамёнами уже собралось пятнадцать тысяч солдат, да с артиллерий и кавалерией. Не так много, казалось бы, но как показало ближайшее будущее, вполне достаточно чтобы продолжить триумфальное шествие к столице государства. Население оказывало возвращенцу всеобщую поддержку. Во всяком случае, так принято считать. А на самом деле – кто знает!.. Наверное, инакомыслящие предпочитали помалкивать. Недовольство правящим монархом – это одно, а вот приветствие человека, который совсем недавно привёл страну к краху – тут можно и задуматься, ликовать ли…

.

12 марта 1815 годаНаполеон издал декрет, в котором упразднял Палату пэров, и вообще объявлял о реформе государственного управления.

Насчёт Палаты пэров – тут резон видится. Целое поколение французов выросло в условиях, когда титулование считалось анахронизмом. И вдруг посаженный на трон иностранными монархами Людовик возродил институт высшей знати… Так что данное решение Бонапарта вызвало всеобщее одобрение.

.

17 марта 1815 года – на строну Наполеона перешёл корпус маршала Нея.

История гласит, что бонапартисты этого состоявшего на королевской службе полководца попросту обманули, заверив, что высадку экс-императора подстроили англичане специально для свержения непопулярной в народе династии Бурбонов. Ней клюнул на эту нехитрую приманку, и призвал своё войско под знамёна Наполеона, решив, что Европа на его стороне. А может, он и понял обман, однако предпочёл сделать вид, что поверил… Как ни суди, а на тот момент разобраться, за кем будущее Франции, смог бы не каждый.

После этого в Париже распространилась издевательская листовка, якобы адресованная Наполеоном королю Людовику XVIII: мол, хватит мне присылать солдат – у меня уже достаточно войска.

.

18 марта 1815 года – неаполитанский король, маршал Мюрат объявил войну Австрии.

По сути, тем самым он показывал, что признаёт возвращение Наполеона и остаётся его союзником.

.

19 марта 1815 годаЛюдовик понял, что дело для него пахнет жареным, что опереться ему особо не на кого, и бежал с семьёй из Парижа.

Он направился в сторону Бельгии.

.

20 марта 1815 годаНаполеон вошёл в Париж без единого выстрела.

В этот же день он провёл назначения, и новое правительство тут же приступило к работе.

Лазар Карно возглавил Министерство внутренних дел.

Жозеф Фуше стал министром полиции.

Луи-Николя Даву стал генерал-губернатором Парижа и военным министром.

Арман де Коленкур – министром иностранных дел.

Юг-Бернар Маре стал секретарём правительства.

По остальным персонам ничего не скажу. Но присутствие в этой команде Коленкура меня удивило. Уж он-то представлялся опытным политиком, как он мог ввязаться с эту авантюру, неужто полагал, что европейские монархи смирятся с возвращением «корсиканского чудовища», перед которым ещё недавно трепетали?.. Известно же, человек не прощает того, кого боится…

А с другой стороны… Времена стояли ещё такие, что знатные персоны могли полагаться на милость победителей…

.

Через новорождённое правительство Наполеон обратился к лидерам европейских государств с заверениями, что не собирается переходить границы Франции, планирует заняться внутренними делами, и предлагает и его тоже не цеплять. А Александру I он отправил документы, компрометирующие его союзников по антинаполеоновской коалиции: они-де против России строят козни. Неведомо, как Александр принял это известие, но на послание Наполеона он не отреагировал никак. По всей видимости, новостью для него послание не стало.

В Европе в миролюбие вернувшегося Бонапарта не поверили. Оно и впрямь: с чего бы верить?.. Соответственно, начала спешно формироваться очередная Антинаполеоновская коалиция.

.

В те же дни Наполеону пришлось направить войска на подавление мятежа в Вандее, где возвращение не признали законным. Во Франции начиналась очередная гражданская война.