8 декабря 1934 года – родилась Алиса Фрейндлих,

Народная артистка СССР.

Довелось мне с ней встречаться на одном мероприятии, посвящённом 70-летию известного драматурга Валерия Иванова-Таганского.

Великолепная актриса!..  Одна из очень немногих, о которых говорят только хорошее. Хотя количество браков смущает, конечно… Ну да этим многие творческие люди грешат.

Предки Алисы Бруновны обосновались в России из Германии ещё в XVIII столетии и занимались стекольным производством. Впоследствии перешли на выпуск обуви; поставляли башмачки и ко Двору.

.Когда родилась будущая актриса, мама хотела назвать её Натальей, однако отец подтрунил: Наталья Бруновна Фрейндлих – он юморно назвал это сочетание кашей.

Отец Алисы – Бруно Артурович – был актёром, и Алиса унаследовала его сценический дар.

Во время войны Алиса с бабушкой остались в блокадном Ленинграде. Рассказывать об этом следовало бы отдельно и подробно; быть может, как-то в следующий раз.

После войны она поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского, где её педагогом был Борис Зон. Признаться, мне это имя до сих пор ничего не говорило, но когда я посмотрел список его воспитанников, а также то, как он при необходимости заступался за своих учеников, проникся к нему глубоким уважением. Внёс его в свой календарь, чтобы рассказать при случае.

Алиса Бруновна много и успешно играла на театральной сцене. Но эту сторону её творчества я традиционно упускаю. Перейду сразу к кино.

Между прочим, она пробовалась на роль Шурочки Азаровой в фильм «Гусарская баллада», и первичный отбор прошла, но потом авторы всё же предпочли Голубкину… Когда я слышу про подобные случаи, всегда думаю о том, что с другим главным актёром и фильм получился бы совсем другим…

Как бы то ни было, а так получилось, что по разным причинам Фрейндлих не снялась ещё в нескольких картинах, которые обрели любовь зрителей.

Но потом в какой-то момент ситуация-таки изменилась – и Алиса Бруновну начала сниматься. Да ещё как!..

После нескольких проходных, хотя и запоминающихся ролей состоялся прорыв – «Служебный роман». Показательно, что Эльдар Рязанов, задумав снимать картину, первым делом пригласил на главную роль именно Фрейндлих, а уже потом под неё начал формировать актёрскую труппу.

Не так давно у нас сняли ремейк этой картины; Алиса Бруновна сказала, что не станет его даже смотреть. Солидарен с ней – из всего переснятого я пытался посмотреть парочку картин, и потом зарёкся: не понимаю, ради чего это делается. Зачем в кино-макулатуру вкачивать такие сумасшедшие деньги, если она не пользуется зрительским спросом.

Лично я с глубоким уважением отношусь к актёрам, которые способны играть разноплановые роли. В этом отношении Фрейндлих на высоте. Единственное, что у неё неизменно – это женское обаяние.

Насколько она замечательно смотрится в роли королевы Анны Австрийской!.. Я читал в рецензиях, что королев таких не бывает. Может, и так – не доводилось встречаться, тем более с монархинями XVII столетия… Но только она ведь здесь играла не венценосную особу, а женщину – бабу, пусть и «голубых кровей» высшей пробы, но просто бабу, которая живёт с нелюбимым мужем, отвергает притязания любвеобильного, но тоже нелюимого кардинала, в то время как любимый пытается развязать целую войну против страны, в которой она волею династического брака вынуждена проживать. По большому счёту, эта героиня достойна порицания во всех смыслах, в том числе и как весьма неблагодарная особа по отношению к своим бескорыстным помощникам… Но Алиса Бруновна сыграла её блестяще – и в нашем представлении Анна теперь именно такая, и никак иначе.

Следующая удача – Огудалова-мать в «Жестоком романсе». Провинциальная чиновница осталась с тремя дочерями-бесприданницами… И из сил выбивается, стараясь пристроить их в жизни – унижается, крохоборничает, клянчит… Мучается совестью, преодолевая самолюбие… Всего-то мать и хочет – добра дочерям, а вот в чём заключается это добро, и как его заполучить, не знает… В фильме вообще великолепный актёрский состав, но Фрейндлих досталась едва ли не самая сложная в психологическом отношении роль.

А ещё она мне понравилась и запомнилась по фильму «Успех», в котором Алиса Бруновна играет роль примы провинциального театра и львицы местного общества. Там есть великолепная сцена, когда герой Леонида Филатова приходит её уговаривать сыграть в его спектакле… Она кочевряжится… Но когда он уходит, актриса перед зеркалом повторяет свой жест, показанный собеседнику, и во всей полноте понимаешь, насколько она привыкла играть не только на сцене, но и в жизни.

Ну и в завершение вспомню её роль в фильме «Карп отмороженный». Где Фрейндлих настолько убедительно играет простую деревенскую бабу – и это с её-то аристократической внешностью.

…Конечно, мне, как человеку, который родился, вырос, и базовый старт получил в СССР, не совсем приятно читать о некоторых её выпадах в адрес советского прошлого, хотя в целом она соблюдает корректность. Но тут уж ничего не попишешь – у каждого свои представления о том, чего они достигли в реальности, и чего могли бы достичь при другом социально-политическом строе.

…Что к этому добавить?.. Здоровья Алисе Бруновне, успехов её многочисленному семейству!

.

Валерий Иванов-Таганский, вечер, посвящённый его юбилею: http://starodymov.ru/?p=12089

Бруно Фрейндлих: http://starodymov.ru/?p=40878

Моё отношение к римейкам: http://starodymov.ru/?p=45823