2 декабря 1734 года – умер в тюрьме Иван Козыревский,
казак и исследователь Курил.
Жизнь Ивана Петровича может служить иллюстрацией к назидательному поучению о том, что за роковую ошибку, совершённую по молодости (и по глупости) иной раз приходится расплачиваться всю жизнь; и спишут ли тебе её последующие заслуги – большой вопрос.
Предки Ивана Козыревского происходили из современной Белоруссии. В середине XVII века их в числе других бывших подданных Великого княжества Литовского переселили в Восточную Сибирь, в данном случае – в Якутск. Судьба сложилась так, что в начале XVIII века Иван Козыревский оказался в числе команды, отправленной для исследования Камчатки и Курильской гряды, а позднее исследовал даже японский остров Хоккайдо.
И остался бы он в нашей памяти именно как исследователь-землепроходец, если бы…
Дело в том, что в те времена на Камчатке творился форменный преступный беспредел – грабежи, бунты, убийства… И вот в ходе одного столкновения погиб казачий сотник и государев приказчик Владимир Атласов – несмотря на красивую фамилию, человек весьма сомнительных моральных достоинств. Атласов много сделал полезного для России, однако ладить с людьми не умел. За что и поплатился.
Лично Иван Козыревский в числе убийц, по всей видимости, не состоял, однако к бунту каким-то боком оказался причастен… И это клеймо протянулось за ним на всю жизнь.
Уж сколько пользы он принёс Отечеству!
В команде казачьего атамана Даниила Анциферова в 1711 году совершил плаванье, положившее начало исследованию Курильских островов – по большому счёту, они и стали российскими в результате деятельности группы казаков, в состав которых входил и наш герой. В 1713 году отправился для изучения морского пути в Японию. В ходе этих экспедиций именно Козыревский составил описание едва не всех Курильских островов, южной оконечности Камчатки, а также острова Хоккайдо.
В конце концов Козыревский, будучи даже по тем временам не слишком старым человеком, ещё и сорока не исполнилось, постригся в монахи. Насколько искренне он пошёл на этот шаг, трудно сказать. Кто-то искренне считает, что именно монашеская жизнь позволяет списать грехи молодости… Грехи-то и в самом деле имели место – чего уж там!
Быть может, рассчитывал, что подпадёт под знаменитый указ, изданный ещё Иваном Грозным, согласно которому служители Церкви не подлежат суду светских властей. Однако тот указ не распространялся на преступления, связанные с убийством, тем более, государевых людей…
Впрочем, не станем забегать вперёд. Козыревский постригся в монахи в 1717 году, приняв имя Игнатия. Он основал на Камчатке Успенскую пустынь, и много внимания уделял христианизации камчадалов. Впоследствии он же основал ещё две обители – в общем, его можно отнести к числу активных православных миссионеров среди народов Дальнего Востока первой волны.
Местные власти его несколько раз арестовывали, однако судьба к нему до поры до времени благоволила, и истинные беды обходили его стороной. Признаться, я нигде в источниках не нашёл объяснений, кто именно и за что конкретно настолько ополчился на отца Игнатия – среди русских первопроходцев края святых было не сыскать, однако ж настолько круто взялись именно за Козыревского. Нет сомнения, что тут привмешивается какой-то личностный фактор, кто-то из представителей светских властей здорово наточил зуб на него.
Впоследствии о. Игнатий совершил ещё несколько исследовательских экспедиций, уже будучи монахом. В частности, в 1729 году спустился по реке Лене от Якутска вниз на корабле собственной постройки – руководителем экспедиции стал известный исследователь Афанасий Шестаков. Экспедиция завершилась неудачей, судно раздавило льдами, однако подробное описание берегов великой реки послужило добрым подспорьем будущим исследователям.
В 1726 году Козыревский встретился с Витусом Берингом, который готовился к экспедиции, завершившейся, как мы знаем, для него печально. Монах передал государеву посланнику документы своих экспедиций по исследованию Курильских островов и прилегающих акваторий. Кто знает, как бы сложилась судьба Козыревского, если бы он отправился к Алеутским островам!..
О событиях последующих мы можем судить только по свершившимся фактам, лишь додумывая сопутствующие обстоятельства.
В 1730 году о. Игнатий (Козыревский) объявляется в Москве. Поначалу его деятельностью соответствующие руководители остаются довольны: ему даже выделяют пятьсот рублей на обустройство и расширение основанной им Успенской пустыни, и возводят в чин иеромонаха. Но потом что-то меняется, казак-монах оказывается в застенке, его расстригают, и в 1732 году приговаривают к смертной казни за то самое убийство Атласова, в котором непосредственного участия он не принимал. Почему это произошло?.. Можно только предполагать. Если вспомнить, что в 1730 году на трон воссела Анна Иоанновна, которая покровительствовала иноземцам, можно предположить, что козни Козыревскому строил кто-то из чиновников именно нерусского происхождения, которых на Дальнем Востоке в ту пору служило немало. Имеются другие объяснения?.. Приму и их.
В тюрьме Иван и умер 2 декабря 1734 года. Не дождался казни… Или помилования и ссылки в отдалённый монастырь…
Как тут не повторить вслед за классиком: Береги честь смолоду!..
(При подготовке текста традиционно опирался на биографический справочник «Арктика – мой дом»).
.
Владимир Атласов: https://starodymov.ru/?p=36516
Даниил Анциферов: https://starodymov.ru/?p=38156
Витус Беринг: https://starodymov.ru/?p=38250
Афанасий Шестаков: https://starodymov.ru/?p=32760
О спектакле «Созвездия Марии»: https://starodymov.ru/?p=7739
К записи "Первопроходцы. Иван Козыревский: кто его погубил так и осталось неизвестно" пока нет комментариев