Обожаю роман «Мастер и Маргарита», и не понимаю тех, кто его не осилил.

Потому считаю вполне закономерным, что существует несколько экранизаций этого шедевра. Впрочем, я не осилил «Алису в Стране чудес», и на днях услышал в свой адрес недоуменную реплику по этому поводу. В литературе тоже ведь есть произведения, которые никак «не твои».

Но это – к слову. Повторю: считаю роман «Мастер и Маргарита» шедевром, и факт, что его несколько раз экранизировали, считаю вполне закономерным.

…И ещё одна предварительная реплика: хорош тот фильм, который хочется пересматривать; в котором при каждом новом просмотре улавливаешь какие-то новые повороты, детали, которые ранее не разглядел. Отсюда и моя шкала оценок. Вариант Бортко – шедевр, от которого, если даже случайно попал на его очередную трансляцию, оторваться невозможно. Фильм Кары – неплох, но не более того. Ну а белиберду Локшина вообще выношу за скобки: раз посмотрел, поддавшись рекламе, а больше и не уговаривайте!

Так что речь – об экранизации Бортко.

Показательно: на днях сериал транслировали по одному из белорусских каналов, и вот на что обратил внимание. Там нет ханжеского ретуширования обнажённого тела, что здорово портит, делает неестественной картинку на российских каналах. И преобразование вынесенной на блюде головы Берлиоза, фрагмент с которым вырезали у нас по причине, думается, неэстетичности, сябры оставили. Оно и правильно, на мой взгляд; повторюсь: это ханжество.

Единственным слабым эпизодом фильма считаю финал – и это выпад отнюдь не в адрес Бортко. Тут-то как раз вопросов нет: автор руководствовался версией Булгакова, и негоже его менять, но что поделать, если в моём представлении счастье творческого человека выглядит несколько иначе. Слов нет: прекрасно с любимой оказаться в домике со свечой и послушным слугой. И писать гусиным пером… Только вот о чём писать-то, если ты пребываешь в остановившейся вечности?.. Каким ни будь Мастером, а испишешься, какой ни будь Маргаритой, взвоешь!

Как-то тут же рождается параллель с Тихим городом, в который занесло Макса Фрая – не сомневаясь, что породившие его соавторы читали Булгакова. Там тоже навечно застыли ранние сумерки после только что прошедшего дождя, и запах влажных цветов (жасмина?)… Правда, у сэра Макса рядом не оказалось любимой (Меламори или Теххи), и он взбунтовался; но я не сомневаюсь, что рано или поздно и МиМ стали бы тяготиться вечностью, в которую они залипли.

Но тут уж – опять повтор – так придумал Булгаков, и десять раз прав Бортко, что не стал заниматься отсебятиной.

Дальше.

Великолепна музыка Корнелюка. Помнится, он ворвался на эстраду с задорной песней про билет на балет, ибо на трамвай билета нет. Потом забавная рекламная короткометражка про вентиляторный завод… Потом ещё какие-то песенки… И вдруг – вот этот шедевр! Настолько великолепно выстроить звуковой фон для этой непростой многоплановой картины!

В моём представлении есть только единственная картина, музыкальное оформление которой можно сравнить с данной – это старый-престарый американский «Омен».

Музыка… А видеоряд!.. Оператору – мои аплодисменты.

Меня трогает крохотный фрагмент, на который, допускаю, зритель и внимания может не обратить, но он, подобно пресловутому 25-му кадру, непременно создаёт в сознании должный эффект. Когда МиМ прилетают на небесных лошадях попрощаться к несчастному Ивану в клинику Стравинского, несмотря на будущую грозу, в уголке экрана мелькает крохотный фрагмент радуги – своего рода символ надежды, что всё будет хорошо.

Об актёрах можно говорить бесконечно много. Играли в сериале все без исключения великолепно. Да, лично я не представляю, как можно влюбиться в данную версию Маргариты, да, Мастер тут слишком уж какой-то никакой… Ну да только нет универсальной формулы, которая смогла бы объяснить, почему мы влюбляемся в кого-то, не в того-то… Бортко увидел центральных героев именно такими – и актёры блестяще исполнили предначертанное.

Я же приведу только пару впечатлений, которые запали в память.

Когда в самом финале герой Галкина идёт по освещённому лунным светом городу, право, прямо душу щемит – как же мало прожил и мало сыграл этот замечательный актёр!.. Его постепенное преображение на протяжении картины от первого появления на Патриарших в залихватском молодёжном одеянии до солидного дядечки в добротном костюме, который на тех же Патриарших опасливо-ностальгически трогает вертушку турникета – насколько замечательно сыграно!

А Абдулов в роли Коровьева!.. Как же он великолепно сыграл глубину своего персонажа – глубину, укрытую за гаерской внешностью.

Но самая большая загадка картины – образ Афрания, начальника тайной стражи при прокураторе Иудеи. Он добросовестно служит, он выполняет свои функции, он умён, прагматичен, расчётлив… Но что у него на уме, на душе?.. Все до единого персонажи фильма раскрываются по ходу действия, и только этот персонаж на протяжении картины так и остаётся абсолютно закрытым. Даже когда он выбрасывает перстень, даже этот поступок можно расценивать по-разному… Право, так хотелось бы поговорить с этим человеком; понимаю, что он и не раскрылся бы, но настолько хочется понять его внутренний мир!

Впрочем, в фильме о каждом персонаже можно говорить и писать только дифирамбы.

…Я уже как-то писал, что после одного мероприятия оказался на фуршете неподалёку от Владимира Бортко. Так хотелось подойти, выразить ему своё восхищение его творчеством. Но постеснялся – представил, сколько людей постоянно подходят к нему, с подобными репликами: вполне искренними, но всё же банальными, в его восприятии, по всей видимости, стереотипными… Воздержался, в общем. А вот сейчас думаю: а может напрасно постеснялся?.. Появится ли ещё возможность сказать человеку, что он создал шедевр?..

Вот такие мысли и чувства после очередного просмотра сериала. Немного сумбурные, быть может, но от души писал.

.

«Мастер и Маргарита»: http://starodymov.ru/?p=37429

Владимир Бортко и его экранизация романа: http://starodymov.ru/?p=42599

Тихий город и Макс Фрай: http://starodymov.ru/?p=33398

Композитор Корнелюк: http://starodymov.ru/?p=45493

Александр Абдулов: http://starodymov.ru/?p=43052