Публикация, открывшая серию: https://starodymov.ru/?p=44360

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=45025

Текст публикуется в авторской редакции

В 2019 году одна из важнейших правоохранительных служб отметила не просто профессиональный праздник, но и знаменательную дату — 100-летие со дня создания в нашей стране органов внутренних дел на транспорте. А в августе этого года сотрудники правопорядка на транспорте, обслуживающие железные, водные и воздушные магистрали Центрального федерального округа России отмечают свой десятилетний юбилей. Наш корреспондент встретился с начальником Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу генерал-лейтенантом полиции Олегом Викторовичем Калинкиным и узнал, как работает вверенное ему Управление, крупнейшее среди всех подразделений транспортной полиции страны, отвечающее за безопасность на центральной транспортной артерии страны – Московском транспортном узле.

Визитная карточка:

КАЛИНКИН Олег Викторович,

начальник Управления на транспорте МВД России по ЦФО,

генерал-лейтенант полиции.

Дата рождения: 3 апреля 1971 года.

Место рождения: город Наро-Фоминск Московской области.

Образование: в 1997 году окончил Украинский транспортный университет, в 2002 году – Московскую государственную юридическую академию.

Вехи карьеры: в правоохранительные органы пришел в 1991 г. на должность милиционера ППС ЛОВД в аэропорту Внуково. Далее назначался командиром отделения, взвода, заместителем начальника и начальником МОБ. С 2002 г. работал начальником милиции общественной безопасности Азово-Черноморского УВД на транспорте. В 2005 г. был назначен заместителем начальника Краснодарской академии МВД России по кадрам и воспитательной работе. С 2006 г. – заместитель министра внутренних дел Республики Бурятия. В 2011 г. стал начальником полиции МВД по Республике Бурятия. В 2014 г. назначен заместителем начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ. В 2016 г. возглавил УТ МВД России по ЦФО.

Семья: жена, сын и дочь.

Около 15 тысяч километров железнодорожный путей, 90 вокзалов, 1090 станций, более 3200 посадочных платформ, 12 аэропортов, 8 из которых – международные, 11 речных портов, более 50 речных вокзалов, пристаней и причалов – таков масштаб оперативного обслуживания Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ ПОЛИЦИИ ТРЕХ СТИХИЙ

– Правильно говорят, что государство это живой организм, то транспорт – его кровеносная система. Она отвечает за то, чтобы сердце билось без перебоев. Для нашей страны, с ее огромными расстояниями, сложной инфраструктурой, это особенно актуально. И если транспортные артерии функционируют четко и стабильно, весь хозяйственный механизм работает эффективно. В свою очередь, столь значимая отрасль требует надежной защиты и крепкого заслона от малейших противоправных посягательств. И эти задачи возложены на вверенные Вам подразделения. Под их неусыпным контролем – все, что происходит на железных дорогах, в гражданской авиации, на речных путях центральной части России. Олег Викторович, вы пришли служить в правоохранительные органы в 1991 году. Почему  выбрали именно эту профессию?

– Меня всегда привлекала служба в правоохранительных органах. Вернувшись из армии в 1991 году, я задумался о выборе жизненного пути. Случайное газетное объявление о наборе на службу в линейный отдел милиции в аэропорту Внуково предопределило мою судьбу. В отделе кадров я прошел собеседование и начал оформляться на службу. Параллельно поступил на заочное отделение в Киевский автодорожный институт, который впоследствии стал Украинским транспортным университетом.

Начал службу  милиционером патрульно-постовой службы, потом стал командиром отделения ППС. Постепенно рос по службе, стал офицером, при этом работал над собой, получал юридическое образование.

Безусловно, очень важной для меня была поддержка родных и близких, а также учителей, руководителей – людей, которые поверили в меня и дали шанс расти в этой профессии.

–  В своей карьере вы прошли практически все ступени и направления деятельности правоохранительных органов: служили и в милиции общественной безопасности, работали с кадрами в одной из академий МВД, были на руководящей должности в Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД РФ, в 2016 году возглавили Управление на транспорте МВД России по ЦФО. Что в этих сферах вашей службы общего, что отличает их друг от друга?

– Действительно, сначала я служил на транспорте, тогда еще в Московском управлении воздушного и водного транспорта. А в 2002 году с должности начальника милиции общественной безопасности в аэропорту Внуково меня перевели в Краснодарский край заместителем начальника Азово-Черноморского УВДТ, начальником МОБ. Затем поступило предложение перейти на работу в учебное заведение — Краснодарскую академию МВД (ныне – Краснодарский университет МВД России) на должность заместителя начальника академии по кадрам и воспитательной работе. Признаюсь, эта работа не совсем мне подходила. Безусловно, кадрами необходимо заниматься – это понимает любой руководитель. Однако в этой работе есть, я бы сказал, пассивная составляющая, когда ты не видишь прямого результата своего труда, его видит тот, для кого ты готовишь эти кадры. В Академии я получил хороший опыт административной работы.

Через год меня перевели в Бурятию  на должность заместителя министра внутренних дел Республики. Несмотря на то, что это регион отдаленный и мне совершенно в то время незнакомый, колебаться я не стал. Назначение принял с удовольствием и прослужил в Бурятии восемь лет.

В 2014 год Указом Президента Российской Федерации я был назначен заместителем начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, что стало продолжением моего профессионального пути – в Бурятии я занимался оперативно-розыскной деятельностью и экономической безопасностью.

В июне 2016 года получил назначение на должность начальника Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу,  как говорится, вернулся к истокам.

Отличия между службами,  безусловно, есть. Но поскольку я уже более 20 лет на руководящей работе, могу сказать, что в руководстве любым процессом применяются общие управленческие подходы.  В каждой сфере руководитель берет на себя ответственность за подчиненных, подбирает, расставляет, обучает кадры. Ставит задачи и контролирует их выполнение. Выполнение поставленных задач влияет на результат, по которому судят о работе всего коллектива.

Сегодня мы используем новые формы и методы подготовки профессионального ядра руководителей для подразделений полиции на транспорте. Создали так называемую Школу молодого руководителя, благодаря которой формируем кадровый резерв будущих руководителей, способных заместить вышестоящие должности, сопряженные с выполнением большего объема задач.

- Пожалуй, главное отличие Управления на транспорте МВД России по ЦФО от подразделений в других федеральных округах – это входящие в зону обслуживания сложнейшие объекты Московского транспортного узла. Каково это – нести ответственность за безопасность главных железнодорожных, воздушных и водных артерий страны, через которые ежедневно проходит многомиллионный пассажиропоток и целая армия туристов?

– Действительно, наше управление охватывает весь Центральный федеральный округ. У нас не только самое большое управление на транспорте в стране по штатной численности сотрудников, но и самое крупное по транспортной логистике и пассажиропотоку. В прошлом году транспортной системой ЦФО воспользовалось более 955 миллионов пассажиров, ни в одном другом федеральном округе нет и близких к этому показателей. Около 90% этой нагрузки приходится на столичный регион.

Обеспечение безопасности транспортной системы такого крупнейшего логистического европейского центра как Москва предполагает большую ответственность и объем работы. Столица является основным транзитным узлом для пассажиров и грузов, да и сама по себе привлекает огромное количество гостей, которое возрастает в пору летних каникул и отпусков, новогодних праздников, во время крупных международных мероприятий.

Но большая часть пассажиропотока приходится на поезда пригородного сообщения. Востребованность этого вида транспорта связана с огромным количеством граждан, ежедневно отправляющихся на работу в столицу и обратно. Ежедневно между Москвой и Подмосковьем курсирует около 2 тысяч электропоездов, что намного больше, чем в любой европейской стране.

Такой наплыв пассажиров, конечно же, сказался на увеличении нагрузки на сотрудников транспортной полиции. Транспортная инфраструктура в столичном регионе развивается колоссально. Строятся взлетно-посадочные полосы и терминалы в аэропортах, грузовые хабы, новые километры железнодорожных путей. Это ставит перед нами все новые задачи, заставляет искать пути их оптимального решения.

В 2016 году мы  заступили на службу по обеспечению общественного порядка на Московском центральном кольце (МЦК), где, на сегодняшний день, при пассажиропотоке в 100 миллионов человек в год, можно говорить об очень высоком уровне обеспечения безопасности, то сейчас вводятся в эксплуатацию Московские центральные диаметры МЦД-1 и МЦД-2. Эти скоростные железнодорожные магистрали напрямую через Москву соединяют между собой разные концы Московской области.  Проектами предусмотрена дальнейшая модернизация станций по аналогии с МЦК и создание на их базе пересадочных узлов. Нам необходимо обеспечивать общественный порядок и безопасность пассажиров, заниматься профилактикой правонарушений, как на станциях, так и в электропоездах.

Мы готовы к вводу новых транспортных объектов, выстраиваем систему безопасности на них. Что касается личного состава, то его количество останется прежним, мы лишь проведем перегруппировку в пределах имеющейся штатной численности.

- Для решения таких сложных задач мало мобилизовать организационные и морально-психологические ресурсы личного состава Управления и подчиненных ему подразделений, для этого требуется создание рабочих отношений с другими структурами и ведомствами. С кем и как Вам удается выстраивать взаимодействие? Как это помогает обеспечивать безопасность пассажиров на объектах транспорта?

- Безусловно, это важная составляющая нашей работы. Взаимодействие налажено как на уровне руководства, так и на уровне исполнителей. У каждого ведомства, конечно, своя специфика по охране общественного порядка, но, поверьте, ни мы не можем без наших коллег, ни коллеги не могут без нас. Транспортная система – это важнейшая артерия такого сложного организма как государство, от его исправной работы зависит социально-экономическое развитие нашей страны. Поддерживать эту артерию в здоровом состоянии должна слаженная работа многих структур.

Так что взаимодействие идет ежедневно. Оно заключается и в проведении различных мероприятий по охране общественного порядка, совместных рейдов, учений, совещаний на разных уровнях и т. д. Мы взаимодействуем с коллегами из территориальных органов внутренних дел других субъектов Федерации, расположенных в Центральном федеральном округе. Тесно сотрудничаем и с другими правоохранительными органами: с Росгвардией, Следственным комитетом, прокуратурой, ФСБ, с таможенными органами и  другими силовыми структурами. Большую помощь нам оказывают мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Управление на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу активно взаимодействует с транспортными организациями. От этого зависит очень многое. Движение транспортных средств расписано по секундам, его нельзя нарушить, наша работа не должна сказываться на движении транспорта, иначе это может привести к сбоям в транспортных коммуникациях.

- Какова была ситуация во время проведения  Чемпионата мира по футболу, Кубка Конфедерации? По каким критериям оценивается сегодня работа сотрудников транспортной полиции?

-  К проведению этих мировых футбольных турниров мы готовились заблаговременно и очень тщательно. В этот процесс были задействованы все правоохранительные органы, и не только они. Такая совместная подготовка позволила обеспечить высокую профилактику криминогенных процессов в части хищения грузов, совершения тяжких и особо преступлений. В это время мы следили за порядком и помогали в сопровождении более 740 поездов с болельщиками, которые курсировали между городами, где проходил мировой мундиаль.  Чемпионат мира прошел на высоком уровне. Такую оценку ему дал Президент Российской Федерации Владимир Путин, да и все мировое сообщество. Это следствие эффективного взаимодействия различных правоохранительных и муниципальных органов, транспортных предприятий.

Что касается обстановки после футбольных форумов… Правонарушения, конечно, совершаются. Но меры, принятые во время этих соревнований, а также профилактическая работа, которая была проведена после них, повлияли на криминогенную ситуацию в целом. Обстановка на объектах транспорта стабильная и находится под нашим контролем.

Основной критерий на сегодняшний день – это, конечно, доверие граждан. Соответствие этому критерию мы постоянно мониторим, и не только мы, но и общественные организации, советы при органах внутренних дел, социальные службы. И ветераны правоохранительных органов тоже неравнодушны к этому вопросу, очень помогают. Проводим мониторинг средств массовой информации и сети интернет. Оперативно реагируем на негативные проблемные публикации, проводим по изложенным в них фактам  проверки, своевременно информируем СМИ об их результатах.

Еще подчеркну  наше особое влияние на оперативную обстановку, обеспечение общественного порядка, ощущение безопасности у граждан на наших объектах. Здесь большую роль играет профилактика правонарушений. Это, в том числе, предупреждение последствий, которые могут наступить  при нахождении на наших объектах лиц в состоянии алкогольного опьянения, ведь в таком состоянии гражданин может создать угрозу для безопасности остальных пассажиров, либо стать жертвой преступления или несчастного случая. Дело полиции, как минимум, своевременно выявить такого человека и изолировать его от окружающих.

Сегодня много пишут о дебоширах, совершающих хулиганские действиях на транспорте. Они тоже зачастую находятся в состоянии алкогольного опьянения. Подобного рода грубое нарушение общественного порядка представляет собой угрозу транспортной безопасности. Поэтому законодательство предусматривает за такие деяния уголовную ответственность. В функции транспортной полиции входит выявление, пресечение и расследование таких правонарушений.

- В сложный, наряженный, но привычный служебный ритм сотрудников транспортной полиции в этом году вмешалась пандемия. Как личный состав Управления, оставаясь на «передовой», преодолел наиболее активную и опасную волку эпидемии? Какие основные задачи пришлось выполнять стражам правопорядка в  это непростое для страны и в целом в мире?

- Мы, наверное, самые первые, кто столкнулись с этим коронавирусом. Ведь многие люди прилетали в Москву, не подозревая о наличии подобной болезни. И наши первая задача была выявить их и отправить в обсерваторы Московской области в другие лечебные заведения на карантин. Мы оперативно выстроили отношения не только с коллегами пограничной и таможенной служб в Шереметьево, но и с Роспотребсоюзом. Нашим сотрудникам приходилось проводить большую разъяснительную работу среди граждан. Выявляли правонарушителей. Приходилось искать тех, кто пытался сбежать от полицейских или из больниц, контролировать ситуацию, чтобы зараза не распространялась по стране. Большая нагрузка легла на транспортных полицейских и в других аэропортах, на железнодорожных вокзалах, занимались профилактической работой во всех регионах ЦФО.

Конечно, поначалу приходилось нелегко. У нас не было защитных средств, тех же медицинских масок. Но руководство МВД России нас подержало и быстро обеспечило дефицитными масками, резиновыми перчатками, антисептиками… Мы оперативно проработали многие вопросы, связанные с условиями вирусной обстановки, соблюдением необходимых санитарных норм. Но все-таки, в труднейших условиях, когда на посту приходилось работать целыми сутками, не удалось и нам избежать потерь. К сожалению, от нас ушел начальник транспортного отдела Москва-Ленинградская подполковник полиции Сергей Прохоренко…

Мы не только морально поддерживали наших коллег в этот трудный период. Когда произошла вспышка эпидемии в Дагестане, я созвонился с коллегами линейного отдела в Махачкале и предложил помощь в виде защитных средств и, оказалось, что сделали это вовремя, предотвратив развитие коварной болезни среди личного состав.

В целом, подчеркну, что мы отработали  этот период, как и все государство, на высоком уровне. И этот  опыт, несомненно, важен для каждого нашего сотрудника. И главное, что мы, также как и многие наши ветераны, оказавшиеся в изоляции в условиях пандемии, поняли, что в любое время, несмотря ни на какие трудности, можно жить и противостоять всем невзгодам и трудностям, когда о тебе помнят и не забывают бывшие сослуживцы, совместно с которыми большую часть своей жизни посвятили нелегкой службе в транспортной полиции.

- Олег Викторович, в этом году исполнилось 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Что лично для вас значит это знаменательное для всей страны событие? Какую работу проводит личный состав возглавляемого вами Управления по сохранению истории нашего государства?

У транспортной полиции богатая история, тесно связанная с развитием нашей страны, ее экономики и модернизацией транспортных средств. После Великой Отечественной войны экономика страны поднималась, транспортная милиция тоже совершенствовалась, у нее появились новые технические средства. Возникли и новые задачи – если до Великой Отечественной войны в стране на полную мощь работал фактически только железнодорожный транспорт, то после войны появились подразделения милиции на водном и воздушном транспорте. Истории нашей структуры десять лет. Создана она на прочном фундаменте славных традиций и созидательного труда ветеранов бывших Московских управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте и Юго-Восточного Управления внутренних дел на железнодорожном транспорте. Кстати, в нашей структуре много трудовых династий. У кого-то здесь служили дед, отец, а теперь служат их дети, и уже внуки готовятся влиться в наши ряды.

С Великой Отечественной моя семья связана напрямую. У меня воевали оба моих деда. Один погиб в мае 1945 года при освобождении Венгрии, когда до Великой Победы оставались считанные дни. Второй дед был партизаном, дошел до Берлина. Мне часто вспоминаются его рассказы о той страшной войне. И, думаю, что уроки ее должны передаваться из поколения в поколение, чтобы эта трагедия больше не повторилась.

В нашем Управлении свято берегут традиции коллег-фронтовиков, которые ценой своей жизни отстояли Родину. Один из них – старший лейтенант милиции Андрей Воробьев – начальник линейного отдела милиции станции Брест-Литовский, который 29 апреля 2015 года приказом министра внутренних дел России был навечно зачислен в списки личного состава по УТ МВД России по ЦФО. В первые минуты нападения гитлеровцев, он возглавил оборону железнодорожного комплекса станции, в том числе железнодорожного вокзала. Немцы атаковали смельчаков не только силами пехоты, но и артиллерии и авиации. А в арсенале бойцов отряда не было даже гранат. И, тем не менее, в течение нескольких дней они удерживали позиции, задержав отправку немецких эшелонов с горючим и вооружением. Только 25 июня, милиционеры, прорвав окружение, отошли к городу Кобрин. Однако, самого командира среди бойцов не оказалось. Только после войны выяснилось, что офицер заглянул домой попрощаться с женой, сыном и дочкой, но там и был схвачен фашистами. В августе 1941 года его расстреляли на берегу у реки Муховец.

Накануне юбилейной даты мы планировали открыть бюст в городе Смоленске – на родине героя. Но в связи с известными событиями, это торжественное событие было перенесено на сентябрь. Так что приглашаем вас на это знаменательное торжество.

Мы активно готовились к юбилею Великой Победы, планировали пригласить ветеранов, отметить славную дату в кругу своих коллег и  их руководителей подразделений, в которых они служили до выхода в отставку, сказать  теплые слова благодарности всем, кто стоял у истоков создания транспортной полиции. Но, к сожалению, из-за пандемии они, в силу своего возраста, попали в так называемую группу риска и оказались на самоизоляции. Но мы нашли способы, как их поздравить с праздником и, думаю, что вскоре мы встретимся в теплой семейной обстановке и отметим юбилей нашей Великой Победы.

– В августе этого года транспортная полиция отпраздновала свое 10-летие. Что вы пожелаете личному составу Управления в связи с юбилеем?

- Я бы хотел поздравить не только личный состав, но и наших ветеранов. Ветераны – активные члены нашего коллектива. У нас большая ветеранская организация, ее председатель – полковник милиции в отставке Геннадий Эдуардович Никифоров, который  является и заместителем председателя общественного совета.

Хочу пожелать нашему личному составу, и нашим ветеранам прежде всего крепкого здоровья,  благополучия и удачи!

Личному составу отдельное пожелание – чтобы, уходя утром на службу, вы знали, что дома вас с нетерпением ждут родные и близкие. Чтобы дома у всех все было в порядке. Ведь как бы ни становилось спокойнее наша жизнь, профессия полицейского остается небезопасной. И хорошая семья, крепкий тыл, для полицейского очень важны.

Конечно, хотелось бы, чтобы мы отметили не только нынешний юбилей нашей структуры, но и дальнейшие юбилеи. И, чтобы наше управление процветало! А его развитие зависит от нас – действующих сотрудников и  ветеранов.

Спустя непродолжительное время после выхода этого интервью в ведомственном журнале «Правопорядок на транспорте» генерал-лейтенанта полиции Олега Викторовича Калинкина назначили начальником Главного управления на транспорте. Хочется искренне поздравить профессионала своего дела и пожелать ему дальнейших успехов на благо транспортной полиции!

С событием прекрасным —
Карьерным повышением!
Всё было не напрасно,
Теперь Вам — лишь терпения.
.
Желаю сил, упорства,
В труде не пасовать,
Не быть с народом черствым,
Коллег всех уважать.
.
Всё это непременно
К победам приведет
Решительно, степенно…
Успехов! Сил! Вперед!

.

От модератора.

В период службы в редакции газеты «Красная звезда» мне довелось побывать на товарной станции г. Орехово-Зуево, как раз с целью освещения деятельности милиции на транспорте. Никогда больше мне не доводилось столь подробно знакомиться с деятельностью представителей этой службы. Сколько же для себя нового я тогда узнал! К слову, нас, группу журналистов, тогда везли в салон-вагоне Кагановича…

Если найду в архиве ту стародавнюю публикацию, посмотрю и оценю, следует ли её воспроизвести на сайте – всё же времена меняются, и мы вместе с ними, и с технической точки зрения всё, о чём говорилось в той публикации, ушло в прошлое. Но с другой стороны, я ведь писал в первую очередь не про преступление и железо, а про людей, а про них, рядовых тружеников правопорядка, не так много говорится добрых слова, как они заслуживают. В общем, поищу.

Ну и ещё… За долгую жизнь мне доводилось много раз общаться с сотрудниками органов внутренних дел, и не всегда эти встречи оставляли доброе отношение к этим сотрудникам. Так вот, общение с представителями транспортной милиции-полиции всегда оказывалось позитивным.