Начальная публикация серии: https://starodymov.ru/?p=44360

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=44877

Текст приводится в авторской редакции

НА ВОЙНЕ И СТРОИТЕЛЕЙ УБИВАЮТ…

Об этом человеке тяжело говорить в прошедшем времени. Это- полковник Борис Павлович Волож. Я его давно знал, следил за его карьерой. Еще в 1982 году приезжал к нему в военно-строительный отряд в Верхнюю Салду и потом о передовом опыте рассказал в «Красной звезде». И вот военная газета вновь рассказывает о военных строителях. На этот раз репортаж ведется из Чечни: «В 1995 году в Грозном было организовано военно-строительное управление, которое возглавил генерал-майор Анатолий Николаевич Поляков, прибывший в «горячую точку» из Северодвинска. Словом, был создана мощная строительная база для восстановления экономики и социальной сферы в Чеченской Республике. Как вели строительство мирных объектов в условиях максимально приближенных к боевым наши специалисты, более реально передадут публикации в «Красной звезде», регулярно освещавшей ход восстановительных работ. Одну из них корреспондент военной газеты подполковник Николай Асташкин 27 октября 1995 года посвятил мужеству и героизму личного состава Спецстроя России, она так и называлась «Строители под огнем». Вот что в ней было сказано:

«Война в Грозном оставила разрушительный след. До боевых действий в городе было 6,5 млн квадратных метров жилого фонда. Осталось около 4 млн. Уже восстановлено около 500 тыс. «квадратов» муниципального жилого фонда и – тоже частично индивидуальное жилье. Это, конечно, немного, но строители изо дня в день наращивают темпы работ.

Столицу Чечни восстанавливают более 30 строительных организаций, две из которых – иностранные. Самые же ответственные работы поручено выполнять структурным подразделениям Спецстроя России. Руководит ими полковник Константин Балакирев.

-  В центральной части Грозного восстанавливаем дома по улицам Ленина и Красных фронтовиков, – сообщил Константин Анатольевич. – Это около сорока многоэтажных домов плюс индивидуальное жилье по улицам Комсомольской и Гвардейской, а также в других районах. Одновременно производим капитальный ремонт школ и больниц.

…На автомобиле движемся по перегруженным улицам Грозного. Наш путь – в инфекционную больницу, где работают спецстроевцы из Ижевска. Нашему взору предстают два совершенно разных корпуса: один сияет белизной рам, дверей и фасада, от второго веет войной и разрухой.

-  Это были совершенно одинаковые здания, – подчеркнул Константин Анатольевич. – Первое наши строители отреставрировали за месяц. Очередь за вторым…

Из Заводского района снова отправляемся в центр города. Константин Анатольевич рассказывает о том, как начинали ремонтно-восстановительные работы в Грозном. Первый десант строителей Спецстроя России прибыл сюда в апреле. В Чечне тогда еще шли боевые действия. Многие войсковые командиры тогда недоумевали, о каких восстановительных работах может идти речь, когда вокруг грохочут взрывы и раздаются выстрелы? Но строители изо дня в день продолжали решать свои задачи. Зачастую, как и подразделения федеральных войск, – под обстрелами.

13 сентября для спецстроевцев дата особая. В этот день многие офицеры и военные строители получили боевой крещение. Поздно ночью начался прямой обстрел городка, где они проживают. Командование при отражении нападения принял на себя начальник штаба управления строительства Спецстроя России полковник Борис Волож.

-  Сначала дудаевцы попытались скрытно проникнуть на территорию нашего городка, – вспоминает Борис Павлович. – Не вышло – сработали сигнальные мины. Тогда они с нескольких сторон открыли по городку огонь. От трассирующей пули вспыхнул автобус, находившийся на стоянке. От следующей очереди загорелся автокран.

Пока полковник Волож отражал огонь боевиков, его заместитель по службе войск подполковник Николай Щевровский с горсткой военных строителей растаскивал технику под градом пуль – неподалеку от стоянки находились емкости с топливом, и огонь в любую секунду мог перекинуться на них.

За решительные действия в этом бою Николай Щевровский представлен к ордену Мужества, а военные строители рядовые Ильяс Севастополев, Сергей Таранчев и Валерий Владимиров – к медали «За отвагу».

- Николай Николаевич почти ежедневно рискует жизнью, – рассказывает о Щевровском полковник Волож. – Обнаружили неразорвавшейся снаряд – он берет саперов и спешит туда. Надо отправить груз в Моздок – подбирает людей и сам сопровождает конвой. Терский перевал  ему еще долго будет сниться.

К слову сказать, и сам полковник Волож не из робкого десятка. В мае он руководил работами по зачистке завалов. Неподалеку подрывники рушили дома, непригодные к восстановлению. Полковник Волож, направляясь к экскаватору, проходил мимо покосившейся пятиэтажки. И тут грохнул взрыв. Стены дома от детонации рухнули, едва не завалив под обломками офицера.

-  Теперь 24 мая отмечаю свой второй день рождения, – улыбается Борис Павлович.

В непростых условиях трудятся военные строители. Но каждый из них приехал в Чечню добровольно, а честь принадлежать к Спецстрою России обязывает исправно нести службу».

И надо же такому случиться, через  пять месяцев – 31 октября – один из героев публикации – полковник Борис Павлович Волож совершил подвиг, о котором до сих пор вспоминаешь в дрожью в голосе…Вот моя публикация в «Красной звезде» от 2 ноября 1995 года:

«БОЕВИКИ РАССТРЕЛИВАЮТ МИРНУЮ ЖИЗНЬ ЧЕЧНИ

На днях здесь погиб полковник Борис Волож – офицер Спецстроя России, ведущего восстановительные работы в Грозном.

Заместитель начальника военно-строительного управления полковник Борис Волож полностью владел обстановкой по восстановлению чеченской столицы и как-то по особенному тепло отзывался о подчиненных – молодых ребятах, годящихся ему в сыновья, которых Борис Павлович по-отцовски оберегал. А гордиться ему было чем: успели военные строители к 1 сентября ввести в Грозном две школы, сдали в эксплуатацию тринадцать жилых домов, строили другие жизненно важные объекты столицы Чечни.

В августе я был в командировке в Саратове, побывал в ВСУ Спецстроя России, где заместителем начальника вот уже несколько лет служил полковник Волож. И застал его в самый разгар подготовки к отправке отряда военных строителей в Чечню. Готовился уже третий эшелон со строительной техникой. Первый, саратовский, тоже возглавлял Борис Павлович. Помню, как увлеченно он рассказывал о той своей командировке. И самой большой наградой ему стало возвращение домой всех военных специалистов без единой царапины, без потерь техники. Надеялся, что так будет и в этот раз.

…В 11 часов 31 октября полковник Волож был единственный в уазике, у кого при себе находился табельный ПМ. Вместе с ним в район поселка Кирова на разгрузку состава с вагончиками ехали еще солдат и два офицера. Едва выехали из центра Грозного, как Борис Павлович увидел пятерых бородатых людей с оружием в руках. Боевики открыли беглый автоматический огонь. Крикнув “ложись”, Борис Павлович вытолкнул воина-водителя из машины, а сам уже приготовил гранату к броску. И в этот миг три пули сразили офицера. Граната с выдернутой чекой так и осталась в руке полковника Воложа…

По одной из версий, боевики хотели завладеть уазиком. Но не слишком ли частыми стали нападения на военных строителей Спецстроя – людей, занятых мирным трудом? Угоняют не только легковые автомобили, но и КамАЗы и даже экскаваторы. Ценой жизни полковник Волож спас от смерти своих подчиненных. Сам пал смертью храбрых, став первой – и, дай Бог, последней – потерей на этой войне среди спецстроевцев.

В Чечню Бориса Павловича никто не посылал, вызвался добровольцем. И поехал в Грозный не на день-два и даже не на неделю, а на полгода, искренне сознавая, что его опыт может пригодиться в экстремальных условиях и подразделение обязательно выполнит важные задачи по восстановлению чеченской столицы. Вся жизнь полковника Воложа – пример для подражания. Вроде и неловко говорить о человеке мирной профессии военная косточка, но это так. Пожалуй, во всем Спецстрое трудно найти еще одного офицера с похожей биографией. Родом он из обычной крестьянской семьи на Харьковщине, окончил техническое училище, работал на тракторном заводе. А потом – служба в военно-строительном отряде в далеком уральском городке Верхняя Салда. Да так прикипел к армии, что остался после срочной служить офицером, сдав экстерном экзамены в военном училище. Прошел все ступеньки, начиная от командира взвода до командира отряда. Затем – повышение. Ижевск, Саратов. И вот последнее место службы – Грозный…

Горько сознавать, что нет больше среди нас Бориса Павловича Воложа. В сентябре ему исполнилось 50 лет, и планы после возвращения из Чечни у него были вполне земные. Он был заядлым рыбаком и охотником и вообще любил жизнь, любил свою семью, не представлял себя вне армии…»