Первая публикация серии: https://starodymov.ru/?p=44360
Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=44475
Текст публикуется в авторской редакции
Еще один новокузнецкий хоккеист заслуживает особого внимания. Это – Сергей Лантратов, который оставался верен своей команде, хотя и было немало предложений от известных тренеров.
«СОВЕТСКИЙ ХОККЕИСТ, НАПАДАЮЩИЙ. РОССИЙСКИЙ ТРЕНЕР.
МАСТЕР СПОРТА МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА.
ЧЕМПИОН МИРА СРЕДИ МОЛОДЕЖНЫХ КОМАНД (1975, 1976).
ЧЕМПИОН ЕВРОПЫ СРЕДИ ЮНОШЕСКИХ КОМАНД (1975).
СЕРЕБРЯНЫЙ ПРИЗЕР ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ СРЕДИ ЮНОШЕСКИХ КОМАНД (1974)
Воспитанник новокузнецкой хоккейной школы. Один из сильнейших бомбардиров советского хоккея с шайбой конца 1970-х – первой половины 1980-х годов. Рекордсмен клуба «Металлург» (Новокузнецк) по числу заброшенных шайб: забросил 413 шайб. Выступал в популярной тройке вместе с Сергеем Абрамовым и Анатолием Степановым. Все трое считались кандидатами в сильнейшие клубы первенства СССР, но остались в родном «Металлурге».
Родился Сергей Петрович в Сталинске (Новокузнецке). С пятого класса занимался в команде «Юность», а с 1970 года учился в спортивной школе «Металлурга» (№ 52) у Владимира Яковлевича Чернова.
Дебютный матч в составе «Металлурга» сыграл в декабре 1972 года против рижского «Динамо».
Из воспоминаний Александра Гольцева: «Припоминаю незатейливый факт: в пору дебюта тройки Степанова в «Металлурге» юниоры-новобранцы согласно положению о проведении соревнований могли провести без заявки в основной состав всего лишь десять игр. Абрамов, Лантратов, Степанов, занятые в ту пору в молодежной сборной СССР, выходили на лед в составе «Металлурга» эпизодически, в перерыве международного календаря игр, но этот десятиматчевый лимит исчерпали, а посему Лантратов, к примеру, в последующем протоколе игр значился Морогиным и его голы записывались на счет Морогина. Говорю об этом не умозрительно: сам в те годы обслуживал матчи в качестве судьи-информатора и как-то не по себе становилось от того, что вместо Лантратова автором очередной заброшенной шайбы приходилось объявлять Морогина. Благо, отговорка одна: читаешь по протоколу, а для тренеров соперников в ту пору неведом был ни Лантратов, ни вполне реальный Морогин, отбывающий время на скамье запасных. Вот поэтому я как-то обратился к Сергею Лантратову с вопросом, а сколько же было таких шайб, которые в протоколе значились под иными именами? На что тот разводил только руками. Вот вам и статистика, которая, говорят, знает все…»
Выступал в родном клубе до 1978 года, затем провёл два сезона в новосибирском СКА и один – в «Ижстали». С 1981 года до конца карьеры снова выступал за новокузнецкий клуб. Долгое время играл в тройке нападения с Анатолием Степановым, третьими игроками были в разное время Сергей Абрамов и Александр Корниченко. Носил прозвище «Бригадир».
Из воспоминаний Сергея Лагодского: «О том, что за великолепной тройкой охотились многие тренеры высшей лиги – сказать мало. Великие Тарасов и Чернышев, а затем и Тихонов зазывали ребят в свои великие клубы, но юные звезды не сдавались и оставались верны своему первому клубу. И. казалось, вряд ли что-то может произойти в их биографии, когда все же нашлись предприимчивые тренеры новосибирского СКА, которые в 1978 году призвали наших ребят на службу в свой армейский клуб. Потом там же оказался и Корниченко. Конечно, это было серьезным ударом по новокузнецкому хоккею.
Однажды мне позвонил Гольцев и предложил сходить вечером на хоккей. Я знал, что в гости приезжают наши соседи из Новосибирска. Но не ожидал, что шеф поручит мне написать репортаж об этом матче. Я с радостью согласился и наблюдал за двумя матчами кряду при полном аншлаге, стадионе, наполненном до краев нашими болельщиками, которые осуждали молодежь, называли их предателями. Но что тут поделаешь: Закон есть Закон. Два года надо было отдать Родине. Наши земляки проиграли обе встречи, первую с разницей в одну шайбу, но во второй новосибирцы порезвились с лихвой, забросив с десяток шайб. Надо ли говорить, что в основном забрасывали шайбы наши юные мастера. Конечно, материалы в «Кузнецкий рабочий» получились грустными, на что мне Александр Владимирович, который тоже присутствовал на печальном зрелище, заметил, а я бы начал репортаж так: «Шайбу с подачи Сергея Абрамова и Анатолия Степанова забросил Сергей Лантратов… в ворота команды «Металлург». Безусловно, впоследствии вернуть обратно в Кузню тройку Лантратова оказалось делом непростым. Ведь менялись не только игроки, но и тренеры. У каждого были свои виды на игроков, свои схемы и концепции. Повзрослели и наши бойцы, появились новые запросы».
Из воспоминаний Александра Гольцева: «И хотя после завершения «карьеры» в новосибирском СКА Корниченко, Абрамов и Лантратов вернулись в Новокузнецк, летом, буквально из тренировочного лагеря «Металлурга», их «выкрали» скауты «Ижстали», которая в ту пору рвалась в высшую лигу, и ее наставник Р.Д. Черенков, будущий опальный президент Межнациональной хоккейной лиги, на посулы новокузнецким беглецам не скупился… Однако, из Ижевска, отыграв полтора сезона, с заветной «Волгой» домой возвратился лишь прагматичный Корниченко. Лантратов вернулся без обещанных «колес», а Абрамов навсегда связал свою судьбу с «Ижсталью», в которой стал «премьером», капитаном, а в последние годы и главным тренером. О том, насколько любим и почитаем в Ижевске Сергей Абрамов, говорит хотя бы тот факт, что еще в бытность игроком и капитаном «Ижстали» он был удостоен экзотического для хоккеиста звания «Заслуженный деятель культуры Удмуртской АССР».
Всего за карьеру Сергей Петрович сыграл 698 матчей в первенствах СССР в первой и второй лигах и набрал 734 очка.
Выступал за юношескую и молодёжную сборную СССР. В составе юношеской сборной становился чемпионом Европы (1975) и серебряным призёром (1974). В составе молодёжной сборной дважды выигрывал золото чемпионата мира – в 1975 и 1976 годах.
Из воспоминаний Сергея Лантратова: «Уникальный случай произошел с нашей сборной после победного чемпионата мира. На обратном пути из Канады мы едва не погибли. В самолёт угодила молния. Тем же рейсом в Союз возвращались хоккеисты ЦСКА и «Крыльев Советов». Разом мог рухнуть весь цвет отечественного хоккея: лучшие команды страны и завтрашний день – молодёжная сборная. Мы ведь сразу-то не поняли, что случилось. Пилот потом сказал, что ждал три секунды: или взорвёмся, или электрический заряд насквозь пройдёт и выйдет. Бог миловал. Тогда я впервые увидел вживую глыб нашего хоккея Михайлова, Петрова, Харламова…».
По окончании игровой карьеры Сергей Лантратов работал в тренерском штабе новокузнецкого «Металлурга» (1993-1994 и 1996-2000). Два сына Сергей и Владислав также активно занимались хоккеем на профессиональном уровне.
В 2017 году Сергей Лантратов перенес тяжелую операцию и находился в искусственной коме. На его дальнейшее лечение среди болельщиков «Металлурга» был объявлен сбор средств, однако спасти ветерана хоккея не удалось. Сергей Лантратов умер 17 июля 2017 года на 62-м году жизни.
Из воспоминаний Александра Гольцева: «Техника игры Сергея Лантратова едва ли поддается описанию. Ее, конечно, можно было бы иллюстрировать в видеоизложении в качестве наглядного пособия, да вот беда – едва ли кто ее воспроизведет в оригинале, кроме самого автора, настолько она индивидуальна и нестандартна. Прежде всего, следует отметить, что Сергей держал клюшку в левой руке, а леворукие нападающие сами по себе неудобны для защитников, у которых обычный правый «хват» клюшки.
этом алогичность ритма его движений ногами, руками и клюшкой приводили защитника в замешательство: Лантратов в считанные секунды мог своими ухищренными финтами показать, что он готов двигаться и влево, и вправо, а защитник выбирал один из этих путей. Сергей, как правило, шел уже мимо ушедшего в сторону соперника – по прямой, кратчайшему и верному пути к воротам.
Любил он и откровенно «побаловаться» с защитником: подпускал шайбу в ноги соперника и, казалось, нечаянно дарил ее ему. Пока тот наклонял голову в поисках шайбы, Лантратов выхватывал ее из-под ног и оказывался за спиной соперника. Так на коротком игровом пространстве он успел «запудрить» мозги сопернику и обвести сразу двух-трех игроков.
Ну а прицельные броски Сергея Лантратова – это особая статья. Главным его девизом была заповедь для «произведения» голевых бросков: «Не надо сильно, надо точно!» Именно поэтому в большинстве случаев, особенно вблизи ворот соперника, он не вкладывал в бросок силу и мощь, а едва заметным движением кистей рук точнехонько укладывал шайбу в самое уязвимое для вратаря место.
А к этому надо добавить голову и разум – рассудительные и хладнокровные руки и ноги – не суетные и дерганые. Да, пожалуй, искусство голеодора в описаниях едва ли нуждается, с ним, должно быть, надо родиться в сердце и душе и пестовать его ежедневно, ежечасно.
Не зря эту волшебную тройку сравнивали с армейской Михайлов-Петров-Харламов. Только одни творили чудеса в высшем дивизионе страны и были лучшими в сборной, а новокузнечане верховодили в первой лиге».
Из воспоминаний Сергея Лагодского: «В голеодоре Сергее Лантратове соединились все лучшие черты Мастера, и, может, он рано появился на свет, потому что сегодня ему не было бы равных не только в КХЛ, но и в НХЛ. Он обладал незаурядным чувством гола, был в состоянии довести комбинацию до завершения атаки, но и в тоже время не был жаден на голевую передачу. Логика, зрелищность, изящно и красиво забросить шайбу – это поэзия игры великого мастера Сергея Лантратова».
.
Александр Гольцев: https://starodymov.ru/?p=44471
К записи "Сергей Лагодский: из воспоминаний. Ч.-15. Хоккейная слава: Сергей Лантратов" пока нет комментариев