Начальная публикация серии: https://starodymov.ru/?p=44360

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=44410

ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ

Аскер Барчо – легенда советского и российского спорта. Не припомню, чтобы у кого-то было столько наград, сколько у этого уникального массажиста. В советскую эпоху он стал чемпионом в эстафете 4х100 метров. Он – 10-кратный чемпион СССР, 18-кратный чемпион России только в баскетболе. А сколько вершин он покорил в других видах спорта. Думаю, что его медальной коллекции могут позавидовать многие известные спортсмены. Я его знаю много лет, он не раз выручал меня, доставая билеты на самые лучшие матчи в Лиге чемпионов. Был в его кабинете, где он стал незаменимым массажистом для нескольких поколений армейских баскетболистов. Его в баскетбольном мире уже давно называют просто Дед. Расшифровывать не надо – все понимают, о ком речь.

- У массажиста должны быть железные пальцы, сильная кисть. Протягиваю руку для рукопожатия, 77-летний Аскер мощно ее сжимает.

- Есть еще порох в пороховницах, – смеется.

- У кого были самые твердые мышцы, с кем приходилось помучиться?- У Володи Ткаченко, у Алжана Жармухамедова.

- В общении с ним и другими легионерами проблемы не возникают?

- Никаких, – общаемся на смеси английского и русского. Понимаем друг друга с полуслова.

- Как они вас называют?- Дед или Дед Аскер. Некоторые легионеры вначале думали, что Дед – это имя, Аскер – фамилия.

- Откуда прозвище Дед взялось?- С середины 90-х это прозвище со мной. В ЦСКА тогда играл Максим Астанин. Его отец был хорошим волейболистом и моим другом. Макс на моих глазах рос. Как-то мы с ЦСКА отравились в Сибирь на выезд. У Макса должен был со дня на день ребенок родиться. Играем в Новосибирске, я у него спрашиваю: «Максим, ну как?» – «Еще нет», – отвечает. Потом мы прилетели в Иркутск, Максиму позвонили из дома, и он мне кричит: «Ну что, ты дедом стал!». Все услышали и подхватили. С тех пор я Дед!

- Как вы в ЦСКА оказались? - Я служил в Группе советских войск в Германии (ГСВГ), тренировал армейских спортсменов. В ноябре 1976 года Александр Яковлевич Гомельский приехал в ГДР с ЦСКА – на пару дней, затариться дефицитом. У него был хороший приятель, тренер баскетбольной команды ГСВГ, с которым мы в Германии подружились. Гомельский к нему обратился, чтоб помог. Ради Александра Яковлевича мы попросили «Волгу» у командующего и повезли Гомельского в Берлин. Там в магазине у знакомого немца все, что надо, закупили. Зашли перекусить. За разговором выяснилось, что Гомельский ищет тренера по физподготовке. Тут приятель меня спрашивает: «Аскер, ты когда в Союз возвращаешься?». Мой пятилетний срок в ГДР как раз подходил к концу. Он и говорит Александру Яковлевичу: «Зачем искать? Вот вам готовый тренер». Более 40 лет назад я оказался в ЦСКА. Не круглая, но все же дата.

- Какая зарплата была у вас в ГДР?- Получал эквивалент своей зарплаты в Союзе, но в марках. Где-то в районе 700 восточных марок. А в Союзе зарплату в рублях переводили на сберкнижку.

- Мечта советского человека – поработать в ГДР. Без блата в Германию тяжело было попасть. - Да какой блат… Я же за ЦСКА выступал. Возраст к тридцати годам подходил. Мне в ЦСКА предложили: «Хочешь в Германии послужить, подзаработаешь немного?».

- На «Жигули» заработали?- Конечно! Гомельский помог, в Минобороны бумагу на машину подписали, можно было через Военторг купить. «Волгу» предлагали, но я отказался, взял «Жигули», семерку.

- В институте физкультуры вы сдавали экзамен по научному коммунизму вместе с Эдуардом Стрельцовым. Он к вам за помощью обратился. Помогли? - Это был 1973 год. Стрельцов впереди сидел. Показывает билет: «Знаешь что-то из этого?» Но там методички лежали на столах, ими можно было пользоваться. Говорю: «Эдик, в методичке все есть, ты открой». Много известных спортсменов там учились. Например, Борис Михайлов и Владимир Петров. Так они на «Волгах» в институт приезжали.

- В том ЦСКА были спортсмены с норовом – Сергей Белов, Анатолий Мышкин, Станислав Еремин. Как звезды вас приняли?

- Со многими я был знаком. Когда в армию призвали, жил в гостинице ЦСКА на Песчаной. Там многие армейские спортсмены проживали с семьями. Например, Алжан Жармухамедов. А Еремин и сам был новичком, вместе со мной в команду пришел. С Мышкиным они сразу сошлись. Как-то на базе в Архангельском поставили на выходе с лестницы на втором этаже манекен стюардессы из фанеры. На лестнице темно, человек поднимается – и утыкается в манекен. Хотели кого-то из игроков напугать, а напугали Гомельского. Он поднялся и уперся в манекен. Александр Яковлевич сразу догадался, чьих рук дело: «Ну-ка позовите мне этих уральских самоцветов».

- Баскетболисты не любят много бегать. Роптали?- Толя Мышкин все говорил: «Ты знаешь, кого гоняешь? Лучшего игрока Европы!» Я отвечал: «Давай, вперед, станешь лучшим игроком мира».

- Как вы в массажисты переквалифицировались?
- Дело случая. Примерно через год после моего прихода в ЦСКА выгнали массажиста. Не помню, в чем там дело было, вроде бы провинился. После тренировки кто-то из игроков пожаловался на боль в ноге. Я говорю: «Ну-ка покажи». Размял ногу – полегчало. Потом еще один обратился, я помог. И пошло-поехало. Гомельский не в курсе был, говорит: «Надо массажиста брать». – «Зачем? У нас Аскер есть». В институте у нас ведь был курс массажа, основы я знал. Но решил подучиться: закончил с красным дипломом отдельный курс по специальности «Медицинский массаж». И стал я тренером, массажистом и администратором в одном лице. И все за одну зарплату, – смеется Аскер.

Безусловно, тема спорта меня увлекла настолько, что я готов был пропадать целыми днями на различных состязаниях, встречаться с великими спортсменами и большими людьми. Баскетбол всегда был и остается главным приоритетом в моей судьбе. И не зря я старался почаще бывать на матчах с участием московских армейцев, приходил на тренировки, много общался с тренерами и ребятами. Тогда я близко познакомился с Александром Яковлевичем Гомельским, Андреем Ватутиным, Станиславом Ереминым, Сергеем Пановым, Валерием Тихоненко, Аскером Барчо. Ряд публикаций в «Красной звезде» об этих звездах мирового баскетбола вызвал живой интерес у читателей. Так, 5 июня 1999 года на страницах центральной военной газеты вышло мое интервью:

«СЕРГЕЙ ПАНОВ: «МОИ ГЛАВНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ – МАМА И ПАПА»

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА:

Сергей Панов родился 30 июня 1970 года в Рязани, нападающий команды ЦСКА.

Пятикратный чемпион России.

Любимый актер: Георгий Вицын.

Любимый музыкант: Андрей Макаревич.

Любимое блюдо: суши.

Любимое место отдыха: Рио-де-Жанейро.

Любимая марка автомобиля: “Форд”.

Хобби: архитектура.

Жена – Инга, сыну Егору 4 года.

Сегодня средства массовой информации каждое на свой лад комментирует прошедший баскетбольный сезон. Провал трех лучших клубов России в Евролиге никого не оставил равнодушным. Лишь ЦСКА боролся до конца, пытаясь поддержать реноме российского баскетбола на международной арене. Но обидное поражение от турецкого “Эфес-Пилсена” в Москве оставило армейцев далеко за пределами “Финала четырех”. Зато в финале Суперлиги питомцы Станислава Еремина буквально разгромили саратовский “Автодор”, став восьмикратными чемпионами страны, еще раз доказав, что на протяжении новейшей истории Российского государства им нет равных. На итоговой пресс-конференции в УСК ЦСКА президент армейского клуба Александр Гомельский отметил: “Заслуживают добрых слов Панов, Дайнеко, Тихоненко, Кириленко, Карасев. Эти ребята, несмотря ни на что, показали мастерство, проявили характер, волю к победе и выступили достойно”.

С Сергеем Пановым мы встречались несколько раз. Первый раз в прошлом сезоне, когда команду покинули несколько игроков, были определенные трудности, не выплачивалась вовремя зарплата игрокам. И первым, кто поддержал тогда главного тренера, оказался именно Сергей. Он стал связующим звеном между руководством ЦСКА и игроками, что и помогло сохранить костяк команды. И не просто сохранить, а даже в ослабленном составе вполне достойно выступить в “Финале четырех”, а затем – в составе сборной России на чемпионате мира.

Вообще-то Сергею повезло в жизни. Его отец, Юрий Иванович, сам в прошлом неплохой баскетболист, стал первым наставником сына. Уже в 16 лет он уехал в ленинградский спортинтернат, который окончили также Карасев, Фетисов, братья Пашутины, Кириленко. Затем был Череповец, где он играл за местную команду первой лиги. Потом – ленинградский “Спартак” легендарного Кондрашова. Поиграл в Турции один сезон. И получил приглашение от Еремина в ЦСКА. Так что до столицы Сергей успел наиграться за различные клубы вдоволь. Но только здесь стал баскетболистом, которого теперь знают и любят далеко за пределами России.

Кстати говоря, в Рязани есть фан-клуб, названный в честь Сергея. И каждый раз, когда ЦСКА проводит матчи Евролиги в Москве, рязанские фаны громче всех поддерживают своего кумира. Спросив Панова, знает ли он о существовании подобного общества, он по-доброму улыбнулся.

- Конечно, любой игрок мечтает о популярности, и мне доставляют большую радость рязанские мальчишки. Вообще из Рязани в Москву приезжает много болельщиков, и они дружно поддерживают не только меня, а всех армейцев. Но своими главными болельщиками я все же считаю маму Зинаиду Сергеевну и отца Юрия Ивановича. Именно благодаря им я состоялся как профессиональный баскетболист.

Между прочим, администрация клуба всегда идет навстречу игрокам, и с билетами для их друзей даже в самые “пиковые” матчи не бывает проблем. А еще у Панова немало поклонниц. Не секрет, что многие девчонки просто без ума от Сергея. Но здесь, как говорится, полное табу. Панов на рязанских просторах уже давно встретил свою любовь – Ингу, а родившийся четыре года назад Егорка очень даже может через какое-то время пополнить династию Пановых на баскетбольной площадке.

- В генах Пановых, видимо, заложен природный баскетбольный дар. Вот и у дочки двоюродной сестры Сергея – Кати Винниковой он уже вовсю начинает проявляться. “Девчонка очень перспективная, – заметил старший брат. – Она успешно занимается в интернате ЦСКА, и тренеры возлагают на нее вполне определенные надежды”.

А вот что думает игрок Панов о завершившемся сезоне.

- Главное достижение команды – стабильность и независимость, – подчеркнул Сергей.- Теперь баскетболисты не ходят по кабинетам, не клянчат зарплату. Армейцам созданы все условия для профессионального роста. Есть поддержка и со стороны спонсоров. Словом, от нас нужны только результаты. Суперлигу мы выиграли в восьмой раз подряд. В Евролиге – да, не повезло. Думаю, что следующий сезон должен стать для ЦСКА более удачным, по крайней мере, мы настраиваемся на серьезную борьбу.

Безусловно, стабильное выступление армейцев в чемпионатах России радует. Однако если говорить о реальной ситуации, то полного удовлетворения не получили ни игроки, ни зрители, ни администрация клуба, ни руководство “ОНЭКСИМ банка”. ЦСКА не справился с главной задачей команды: не вошел в четверку лучших клубов Европы. Многое было сделано для укрепления армейских рядов, но увы… И тут, конечно, в качестве примера можно привести успешное выступление в Евролиге каунасского “Жальгириса” – извечного соперника армейцев по союзным первенствам. Литовцы не имели в подготовительном периоде этого сезона никакого преимущества над ЦСКА, что армейцы тогда и доказали, одержав над “Жальгирисом” победу. Да и в финансовом плане тоже. Но мало у нас оказалось таких игроков, как Панов, умеющих полностью отдаться борьбе за каждую победу, биться за каждое очко. Так, как это делал Сергей на прошлогоднем чемпионате мира в Афинах. Именно он в одиночку добыл тогда победные два очка в матче с американцами и вывел сборную России в финал.

Сергей, как любой профессионал, мечтает поиграть в НБА. Но сам же он реально оценивает свои возможности. А пример экс-армейца Никиты Моргунова подтверждает, что, даже если и подпишешь с каким-то клубом НБА контракт, – это еще не гарантия, что там продолжишь свою карьеру. Сейчас все устремления Панова сосредоточены на предстоящем чемпионате Европы во Франции. Именно здесь будет решаться судьба сборной России – попадет ли она на Олимпийские игры в Сидней. Ведь всем памятен провал на чемпионате Европы-97 и непопадание россиян на Олимпиаду в Атланте.

К борьбе под щитом всегда готов

Отважный форвард Серега Панов!

Держат, хватают, плотно опекают.

Не помогает – Серега забивает!»