В. Клыков

ОБРАЗ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО МИРА

Эссе

Само название темы предполагает 2 разных, но взаимосвязанных направления её рассмотрения.

1. Возможный Образ БУДУЩЕГО для человека.

К сожалению, в настоящее время он представляется не очень привлекательным и даже опасным для выживания современного “Homo-sapiens”. По наблюдениям многих мыслящих людей, учёных, философов, поэтов, думающих о будущем человечества и нашей планеты, наш мир находится в преддверии Всемирной катастрофы. В 2020 г. я писал отзыв на поэму “Расколовшаяся Планета” всемирно известного китайского поэта Джиди Мацзя.* Я был поражён глубиной проведённого им анализа современной ситуации в мире! По его мнению, человек достигнув высочайшего уровня развития, почувствовал себя высшим существом, имеющим безграничную власть над всем живым на нашей планете. Началось варварское использование и уничтожение живой и неживой природы в целях наживы и власти. Оберегается только своё богатство и своя земля. На чужой земле разрешено любое разрушение. Но мы все живём на одной планете и то, что происходит в одной её точке, тут же вызывает отклик в тысячах других мест. Человечество уже нарушило и природное равновесие на нашей планете: высыхают реки, тают снега, горят леса, образуются пустыни и цивилизационные провалы. Теперь стало ясно, что человек не всемогущ и скоро будет не в силах поправить то, что сломал и уничтожил.

Как  носитель уникального тысячелетнего опыта его народа «и» Д. Мацзя это чувствует на генетическом уровне и как поэт метафорично восклицает: « Мы должны спасти планету, / И неотделимую от неё жизнь. / О, богиня Пумори , которую нам подарил народ «И»! / Одолжи мне свою иглу и нить, / Которыми ты сшиваешь шлемы. / Отдай мне и белую овечью пряжу из своих рук! /Я хочу ею скрепить уже расколовшуюся планету.»

Сегодня это понимают уже и видные политики. Открывая 21 сентября 2021 года 76 сессию Генеральной Ассамблеи ООН, Генеральный секретарь Антониу Гутерриш **обратился к мировым лидерам всех стран практически словами поэта: «Человечество переживает кризис за кризисом и при этом продолжает двигаться к краю пропасти. Но ещё можно остановиться и пойти в правильном направлении.» (Здесь и далее выделено мной) Именно к этому он призвал все страны и предложил им конкретные направления сотрудничества и совместной работы.

К сожалению, сделать это очень не просто. Да и далеко не все люди  понимают и хотят этого.

2. Образ ЧЕЛОВЕКА будущего мира

Для понимания, почему современное человечество привело мир к планетарному кризису, и для создания  безопасного БУДУЩЕГО необходимо проанализировать человека настоящего и выработать рекомендации для человека будущего. В этом плане могут быть полезны работы мыслителей, философов и литераторов прошлого, так и наших современников.

2.1 Анализ современного человека поэтом А. Добрыниным.

Мне представляется интересным для нашей темы анализ, сделанный поэтом Андреем Добрыниным в  книге “Услады Киборгов”.*** Приведу   некоторые его высказывания о современном человеке, ”Человек – это социально-биологическая система, самонастраивающаяся под влиянием изменения внешних условий её существования. Так утверждают учёные, и до недавних пор данное определение являлось общепризнанным, однако оно не вполне точно. Учёные хотели подчеркнуть различие между человеком и кибернетической машиной: дескать, человек самостоятелен в своих действиях, а машина лишь повинуется командам оператора, действуя в рамках заданной ей извне программы. Но так ли самостоятелен человек? Кибермашина и в самом деле управляется извне, совершая самостоятельные действия лишь в рамках некоторых команд достаточно общего характера. Но точно так же извне управляются и те существа, которые по недоразумению обычно именуются людьми. Все их действия полностью определяются влиянием внешних раздражителей материально-чувственного характера: низменные потребности этих существ представляют собой своего рода клавиатуру, где каждая клавиша соответствует потребности субъекта в каком-либо предмете (или в каком-либо удовольствии). Материальный мир посредством составляющих его предметов непрерывно нажимает на эти клавиши, побуждая таким образом “квазичеловека” (назовём его так) к действию.

Как Кибермашина не анализирует полученные ею команды с точки зрения разума или морали, так и квазичеловека не рассматривает свои желания с указанных точек зрения. Просто внешний мир показывает ему нечто привлекательное, и он немедленно проникается тягой к действию, дабы взять и присвоить это нечто. Так уж он запрограммирован, и эта программа заложена в него извне, поскольку сам такой человек не ведёт практически никакой внутренней жизни: вся его внутренняя жизнь сводится к бесконечному смакованию собственных желаний.

В результате этого в жизнь выходит человекоподобная Кибермашина (для краткости – киборг)  или кибернетический человек. Присмотревшись к обычному поведению наших современников, мы обнаружим, что таких квазилюдей становится всё больше и больше. Хорошо это или плохо? Анализ показывает, что это очень плохо для общества в целом” – пишет А. Добронравов.

Киборгов объединяет отвращение к обобщённому мышлению и вообще ко всяким духовным усилиям. Люди живут среди киборгов, киборги – среди людей, и ни те, ни другие в повседневной жизни не обращают внимания на имеющиеся между ними различия. Однако киборги, всегда запрограммированные на достижение материальных благ, прибрали к рукам большую часть богатств этого мира. Поняв, в чем состоят отличительные черты квазичеловека-киборга, мы  уже не обманемся пестротой людских отличий, характеров, темпераментов. Все они жёстко управляемы извне и их самостоятельность является чисто кажущейся. Примитивная клавиатура некоторых киборгов ограничивается только одной клавишей с надписью “Еда”, Существуют, однако, и сложные киборги,   клавиатура которых охватывает едва ли не все предметы материального мира и едва ли не все низменные страсти. Есть даже киборги с клавиатурой, включающей в себя и небольшой раздел духовных потребностей. Однако не надо обманываться: духовные наслаждения киборгов сводятся в конечном счёте к тому приятному ощущению, которое возникает в результате прилива крови к гениталиям, или же к тому, что американцы, почти поголовно являющиеся киборгами, называют “очарование жути”".

В своей статье А. Добрынин также говорит о влиянии поэзии на киборгов. Он отмечает что “поэты-маньеристы  пишут  о киборгах, изучая их поведение в различных ситуациях, их реакции на различные внешние раздражители, способы достижения ими своих целей, их внешность, речь и ухватки. Наши стихи и романы – это плод наших исследований, и не стоит слишком удивляться нашей проницательности, поскольку киборг всегда сконструирован на основе человека, как в известном фильме (или как, к примеру, на одном и том же шасси можно построить и танк, и мирный тягач). Поэтому каждый из нас – немного киборг, и для успешного исследования вглядеться в себя не менее полезно, чем вглядываться в окружающих киборгов.

Когда мы (продолжает он) начали выражать результаты своих наблюдений в стихотворной форме и представлять их на суд широкой публики, мы столкнулись с неожиданным открытием: внезапно выяснилось, что человек и квазичеловек-киборг есть существа не только родственные, но и, так сказать, взаимно обратимые, то есть в течение своей жизни и киборг может стать человеком, и человек – сделаться киборгом, а иные умудряются на протяжении своего земного пути по нескольку раз побывать в этих столь различных состояниях. Превращения происходили на наших глазах под влиянием наших стихов. Киборгам совершенно несвойственно смотреть на себя со стороны и тем более подвергать свои поступки моральной оценке. Однако мы нащупали слабое место в их конструкции: наиболее сложные киборги, увидев своё отражение в зеркале искусства, разражаются смехом, а это значит, что в их схеме перегорели предохранители, обеспечивающие их существование именно как киборгов, а не как людей. Со свойственной поэтам зловредностью мы чертовски любим слышать смех претерпевающих метаморфозу киборгов. Киборг смеётся? Значит, произошёл эффект узнавания, значит, он смог взглянуть на себя со стороны и оценить себя, выразив эту оценку смехом; значит, он перестал, пусть даже временно, быть киборгом и сделался человеком.

Выходит, что мы, возвращающие квазилюдей к человеческому бытию, являемся служителями Невыразимого. Что ж, по своему опыту мы можем сказать, что служить материальному, Мамоне, удобнее и выгоднее, зато Невыразимому – куда занятнее”.

Я бы сказал служить духовности, Богу и “не занятнее”, а важнее для сохранения человеческой цивилизации, флоры и фауны на Земле и даже самой нашей планеты. Г-н Добрынин показал один из  путей возвращения квазилюдей  к нормальному состоянию, руководствующихся в своих поступках не только материальными, но и моральными, и духовными интересами. Но это только частный случай возможной работы литераторов в этом направлении, приведённый, чтобы показать, что и они могут многое для этого сделать.

2.2 Теперь обратимся к философам.

Что они думают о том каким должен быть человек? В 2022 год исполнилось бы 150 лет Шри Ауробиндо Гхоша ярчайшей исторической личности, гениальному философу, поэту-мистику, автору «Савитри», самой большой поэмы (из 24 тысяч строк!) в истории литературы. Лаконичная обобщающая мысль его философии - …эволюция сознания в Материи и через Материю. Нет и тени сомнения в том, что Материя и Дух едины. Дух, когда он глубоко спит , есть Материя. Материя, когда она полностью пробуждена, есть Дух.”                                                                  Характерной чертой учения Шри Ауробиндо является синтетичность. По мнению ряда учёных синтетическое видение заключается в таком способе мышления, когда беспредельность проявлений универсума, всё многообразие дифференциаций и форм получает отражение в стройной единой системе представлений, не имеющей тем не менее окончательной завершённости (чем она напоминает живой организм). Каждая малая часть такой системы несёт знание о системе целиком. И наконец, человек становится неотъемлемым компонентом любого рассмотрения в такой системе. Таким образом, под внешнею формою любого учения или теории от древности до наших дней видится единое знание. Более того, антагонистические, противоположные явления в синтетичной системе выступают как разные стороны единой реальности.”

Далее я хотел бы обратится к интереснейшему эссе о философских и религиозных теориях Шри Ауробиндо Гхоша, опубликованного как введение к его книге стихов «Откуда происходит танец сотворения…», А.М. Шустовой****  философа Института востоковедения РАН. Книга составлена и переведена на русский поэтом Юрием Москалёвым. Как видите, опять поэт заинтересовался этой важной темой!

В своих работах Шри Ауробиндо подчёркивает, что “любые теории, любые философские системы, рождённые на Востоке, содержали процедуры практического достижения высших состояний сознания. Цель состояла в том, чтобы преодолеть ментальную узость и выйти на уровень интуиции и духовного озарения. Таким образом, реальный мыслитель совмещал в себе интеллектуала философа и духовно практикующего подвижника.

На Востоке, особенно в Индии, метафизики пытались, как и на Западе, установить природу высшей Истины посредством интеллекта, но они не считали интеллектуальное мышление наилучшим орудием в её открытии и ставили его на второе место. Первое место всегда отводилось духовному опыту, духовному озарению и интуиции. Интеллектуальные заключения, противоречащие этому,считались недействительными…

Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа — нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей

действительностью, имманентной космосу или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить всё наше существо,

«Откуда происходит танец сотворения…», превращая его в новое существо, в новую личность, в новую природу.

Ещё одной особенностью учения Шри Ауробиндо является глубокая пронизанность его размышлений идеями эволюции. Шри Ауробиндо развивает теорию единой эволюции природы и человека, в которой ведущим выступает духовное начало. С появлением человека наступает совершенно особая её стадия: из бессознательной эволюция постепенно становится сознательной, а человек из объекта эволюции превращается в субъект великой эволюционной работы. Человек  на данной стадии развития, по мнению Шри Ауробиндо, не «венец» природы, а лишь «переходное существо», так как за высшим проявлением сознания на данном этапе его развития — интеллектом — существует более высокое и совершенное бытие — реальность сверхразума, то состояние сознания, которое в будущем должно стать естественным, а человек из несовершенного должен стать совершенным, новым представителем нового человечества. «Хотя сверхразум, — пишет Шри Ауробиндо, — сверхрационален по отношению к нашему интеллекту, а его действия скрыты от нашего понимания, он отнюдь не является иррациональной мистикой, но скорее его появление и существование   составляет логическую необходимость всеобщего бытия, при условии мы при всех обстоятельствах соглашаемся, что не материя или один ум, но дух есть фундаментальная реальность и всеобъемлющее присутствие». Ауробиндо считает, что телесная природа человека, как и он сам, находится в стадии эволюционного развития. Абсолютно отвергать её —  значит идти против эволюции, против духовной силы, которая стремится выразить себя через эту сторону бытия человека. “Человек должен принять сознательное участие в эволюционном преобразовании своего тела. Ибо природа Духа — это всеобъемлющая внутренняя свобода и единство, не исключающее многообразие, когда каждому человеку должно быть позволено расти согласно его натуре». Следование методу духа в природе, по мнению Шри Ауробиндо, есть эволюционная необходимость. Это постоянная открытость всему новому, широкий синтез, гибкое действие.

Важной чертой, сближающей философские системы Шри Ауробиндо и русских религиозных философов космистов, является идея активной эволюции, то есть необходимости нового, сознательного этапа развития мира, когда человечество берёт «штурвал» эволюции в свои руки. Эта идея воплощается в активном творческом участии в судьбах мира; по словам Бердяева, в том, что «конец этого мира, конец истории зависит от творческого акта человека» .  Человек для таких мыслителей — это существо промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем — сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу.

Важными общими идеями в учении Шри Ауробиндо и в русском религиозном космизме являются: идея телесного преобразования, преодоления смерти (Николай Фёдоров, Владимир Соловьёв);

идея независимости человека в будущем от окружающей среды (Николай Фёдоров); идея «лучистого человечества» (Константин Циолковский); идея расширения познавательных возможностей разума за счёт интуиции (Николай Фёдоров, Николай Лосский, Семён Франк); идея существования сферы разума (ноосфера Владимира Вернадского) и сферы духа («пневматосфера» Павла Флоренского); идея взаимодополняющей соотнесенности воли и разума (Николай Фёдоров); идея преобразовывающего воздействия на весь мир и природу культурно-исторической деятельности человечества («философия хозяйства» Сергея Булгакова); идея подлинной индивидуальности (персонализм Николая Бердяева, Льва Карсавина) и др.

Неоведантистский синтез Шри Ауробиндо близок космическому синтезу и таких учёных мыслителей, как Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Александр Чижевский. Владимир Вернадский был знаком с трудами Шри Ауробиндо. Размышляя о природе разума, научной творческой мысли, которая выходит за пределы логики, об интуиции и вдохновении, он замечал, что здесь мы вступаем в область явлений, ещё наукой не охваченную, но уже осмысленную индийской философией, как древней, так и современной. Вот что писал В. Вернадский в одном из примечаний в книге «Философские мысли натуралиста»: «И в новой, и в старой индусской мысли есть философс-кие течения, ничем не противоречащие нашей современной науке (меньше ей противоречащие, чем многие философские системы Запада), как, например,

некоторые системы, связанные с Адвайтой-Ведантой, или даже религиозно-философские искания. Сколько я их знаю, например, современного крупного религиозного мыслителя — Ауробиндо Гхоша» .

Таким образом, Шри Ауробиндо Гхош своим учением как бы перебрасывает мост, соединяет русскую духовную мысль с восточной, индийской мудростью.

Для дальнейшей работы по созданию в литературе образа человека будущего я считаю важным привлечение к ней Константина Кедрова блестящего поэта (номинанта на Нобелевскую премию), и доктора философии, а также его литературных и философских трудов. Он – выдающийся современный философ-космист, создавший новое направление в философии – “философию литературы” и теорию единого вселенского кода. В книге”Философия литературы”***** главу “Мистерия – код вечной жизни (звёздная книга)” он начинает так: ”Художественное творчество выявляет нам Космос, проходящий через сознание живого существа”- эти слова Вернадского довольно точно передают смысл мистерии.  Обретение космоса как своего дома и своего дома как космоса – вот смысл всякого магического ритуала.” Этот магический ритуал выворачивания известен из древнего эпоса. “Выворачивая наизнанку поверхность своего тела, Посвящённый охватывает им весь космос, вмещает его в себя. Внутреннее становится внешним, а внешнее – внутренним… Чрево пространнее небес – итог мистерии выворачивания, инсайдаута. Человек рождает Небо, породившее человека. Так же рождает звёздное небо древнеегипетская богиня Нут. У Дионисия схематическое изображение нутра-неба составляет спиральный узор, расходящийся от центра и одновременно сходящийся к нему… Эта знаменитая тангенциальная спираль …напоминает двойную спираль генетического кода и есть не что иное как зримое воплощение метакода – единого космического кода вселенной и человека.” Этот вывод также убедительно показывает единство вселенной и человека и, что без вселенной и её части планеты Земля невозможно существование человека. В работах К. Кедрова есть немало других открытий, важных для выработки  правил их взаимного гармоничного сосуществования, необходимого для продолжения жизни человечества.

3. Заключение

Мне представляется, что тема фестиваля VI-LIFFT EGYPT “Образ БУДУЩЕГО человека и ЧЕЛОВЕКА будущего” должна стать одной из основных тем литераторов мира и вновь созданной Всемирной Организации Писателей (World Organization of Writer,WOW) и других международных литературных организаций. Для её полноценного освещения и рассмотрения возможности практического применения идей восточных философов для морально-этического воспитания  человека будущего, включая идеи древних и современных философов Китая, русского религиозного космизма и других современных философов,  необходимо кроме литераторов привлекать и  видных философов мира.

Это эссе подготовлено на базе моего выступление на международном фестивале “VI – ЛИФФТ” в Египте  1.02.2023.

12.05.2023

Др.Фил. В. Клыков,

Член-корреспондент Международной академии системных исследований (МАСИ),

член Международного ПЕН-клуба Австрии,

Союза писателей России,

Сопредседатель Литературного Совета Ассамблеи народов Евразии и член инициативной группы создания WOW и др.

___________________________________________________________

* Поэму Д. Мацзя я получил от автора для подготовки моего отзыва на неё.

** Выступление Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриш на 76 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21.09.2021 г.

***А. Добрынин “Паладины невыразимого, или от куртуазного маньеризма к киберманьеризму”сс.3-11.“Услады Киборгов: Сборник стихотворений.”, М.: У-75 АСТ-ПРЕСС.2001.

****А.Шустова, Введение к книге “Шри Ауробиндо «Откуда происходит танец сотворения…» / Стихи и Мысли”, Смоленск: «Маджента», 2022.

***** К. Кедров “Философия литературы. – М.: Худож.лит., 2009

.

Виктор Клыков и фестиваль ЛИФФТ: https://starodymov.ru/?p=27549