5.
Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=43597
До 1920 года А.А. Брусилов сторонился активного сотрудничества с большевиками. Но когда Польша посмела напасть на израненную, измученную Гражданской войной страну, он предложил создать из военных специалистов, владеющих стратегией, особое совещание при главкоме для разработки плана войны с агрессором. Уже на следующий день Реввоенсовет создает такое совещание и назначает Алексея Алексеевича его председателем. Он написал собственноручно знаменитое обращение «Ко всем бывшим офицерам, где бы они ни находились». Вот выдержка из этого документа, весьма красноречиво отражающая глубинные мысли и настроения царского генерала: «В этот критический момент нашей народной жизни мы, ваши старшие боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви и преданности к Родине и взываем к вам с настоятельной просьбой забыть все обиды, кто бы и где бы их вам ни нанес, и добровольно идти с полным самоотвержением и охотой в Красную армию, на фронт или в тыл, куда бы правительство Советской Рабоче-Крестьянской России вас ни назначило, и служить там не за страх, а за совесть, дабы своей честной службой, не жалея жизни, отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию и не допустить ее расхищения, ибо в последнем случае она может безвозвратно пропасть, и тогда наши потомки будут нас справедливо проклинать и правильно обвинять за то, что мы из-за эгоистических чувств классовой борьбы не использовали свои боевые знания и опыт, забыли свой родной русский народ и загубили свою матушку Россию».
Первой под воззванием стояла подпись А.А. Брусилова. На призыв откликнулось несколько тысяч бывших генералов и офицеров, которые вступили в Красную армию и были направлены на Польский фронт.
В период боев за Крым Алексею Алексеевичу предложили написать воззвание еще и к врангелевцам о прекращении сопротивления. Доверившись заверениям, что все добровольно сложившие оружие будут отпущены по домам, он такое обращение написал. Многие белые офицеры, поверив генералу, сложили оружие. Значительная часть их была расстреляна. А.А. Брусилов очень тяжело переживал свою причастность к их гибели, но службу в Красной армии продолжил. Он был назначен членом Военно-законодательного совещания при РВС Республики, а также главным инспектором Главного управления коннозаводства и коневодства РСФСР. Благодаря огромному авторитету генерала в военной среде, его охотно назначали и на другие должности, связанные с кавалерией, привлекали к чтению лекций в Академии РККА.
Белая эмиграция сыпала на голову выдающегося полководца проклятья. В списках «предателей, продавшихся большевикам» он числился на гордом первом месте. Сам генерал реагировал на это довольно иронично, заметив: «Большевики, очевидно, больше меня уважают, потому что никто из них никогда и не заикнулся о том, чтобы мне что-либо посулить». Алексей Алексеевич никогда не заявлял, что разделяет все политические положения Советской власти, однако считал, что исполняет свой долг, служа Родине.
5 сентября 1923 года, спустя несколько дней после своего семидесятилетия, А.А. Брусилов подал главкому рапорт об отставке. Однако его не уволили, а оставили в распоряжении РВС СССР «для особо важных поручений».
Алексей Алексеевич умер 17 марта 1926 года в Москве от воспаления легких в возрасте 73 лет. В стане белых его никто не оплакивал. Советская же власть отнеслась к бывшему полководцу вполне уважительно: он был похоронен со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.
«Брусиловский прорыв» считается единственной успешной наступательной операцией Первой мировой войны, а командующий Юго-Западным фронтом А. А. Брусилов вошел в историю как «генерал наступления», полководец-новатор, внесший большой вклад в развитие военного искусства. В начале августа 1918 года его опыт использовал французский фельдмаршал Ф. Фош в битве под Амьеном. Там тоже был совершен прорыв, сокрушивший германские войска.
Победы русского оружия перед закатом империи проложили исторический мостик к новым победам уже советской армии, строить которую начинал А.А. Брусилов. Так, весной 1944 года в полосе наступления 1-го Украинского фронта под командованием Г. К. Жукова началась Проскуровско-Черновицкая наступательная операция, одна из самых крупных фронтовых операций Великой Отечественной войны. Сражение продолжалось больше двух недель и закончилось глубоким прорывом наших танковых соединений. Опыт «Брусиловского прорыва» лег в основу еще целого ряда крупных наступательных операций Красной Армии.
Кстати, подобную тактику использовало англо-американское командование во Второй мировой войне в ходе Нормандской десантной операции 1944 года, ставшей полной неожиданностью для фашистов. Тогда войска наших союзников по антигитлеровской коалиции высадились на четырех участках на побережье Северной Франции и через 2 – 6 дней соединились в общий плацдарм, обрушив немецкую оборону.
Алексей Алексеевич написал книгу «Мои воспоминания», которая впервые была издана в Москве в 1929 году. Вот именно из-за этих мемуаров в последующие годы имя полководца то оказывалось под запретом, то вызывало восторженные слова.
В 1943 году газета «Красная звезда» напечатала теплую и обстоятельную статью, приуроченную к 90-летию со дня рождения генерала от кавалерии А.А. Брусилова. Алексей Алексеевич был назван самым ярким, самым неординарным полководцем Первой мировой войны. «Взгляды Брусилова на ведение операции, его методы и приемы, – говорилось в публикации, – имеют большую ценность и для наших дней…».
В августе пятьдесят третьего, когда исполнилось 100 лет со дня рождения одного из крупнейших полководцев старой армии, средства массовой информации на его юбилей не откликнулись. Что же случилось в это десятилетие? Истину знали немногие. Вскоре после войны Воениздат приступил к работе над сборником документов «Генерал А.А. Брусилов». Книга была уже сверстана, когда из Центрального государственного военно-исторического архива СССР поступил предостерегающий сигнал: найден документ, кардинально менявший устоявшиеся представления о А.А. Брусилове. Это была заверенная копия второй части его воспоминаний, выявленная среди материалов Русского заграничного исторического архива, которые правительство Чехословакии в 1948 году передало в дар Советскому Союзу. Подлинник же рукописи, как оказалось, жена генерала Надежда Владимировна Желиховская (Брусилова) переправила дальнему родственнику, проживавшему в Париже.
Как оказалось, в 1929 году была опубликована только первая часть мемуаров А.А. Брусилова. О том, что генерал работал над продолжением книги, в СССР известно не было. Выяснилось, что в 1925 году он дополнил воспоминания, будучи на лечении в Карловых Варах. В 1930 году Надежда Владимировна выехала в Чехословакию на постоянное место жительства и вывезла с собой архив покойного мужа. В 1940 году копию второй части воспоминаний она передала на хранение Русскому заграничному историческому архиву. В годы оккупации Чехословакии рукопись побывала в руках гитлеровцев, но, как и белоэмигранты, они не смогли использовать мемуары полководца в целях антисоветской пропаганды. Хотя критических, весьма острых, подчас язвительных замечаний по поводу некоторых аспектов идеологии и особенно действий большевиков в рукописи хватало, все же это была искренняя исповедь русского патриота, для которого защита Отечества при всех катаклизмах в его развитии была и профессией, и призванием, и святым долгом.
Рукопись, снабженную справочным материалом, направили И.В. Сталину. «Популяризировать имя и деяния генерала А.А. Брусилова больше не стоит», – таковым был вердикт. В 6-м томе Большой Советской Энциклопедии, подписанном в свет в 1951 году, Алексею Алексеевичу посвящено десять сухих и бесстрастных строк. Ведь имена такого масштаба из истории все-таки не вычеркнуть.
В начале 1960-х годов по инициативе Главного архивного управления СССР началась реабилитация имени великого полководца. Статьи и публикации о нем появились в Военно-историческом журнале, других изданиях. Сегодня потомки по достоинству отдают дань уважения и памяти нашему великому соотечественнику, который по праву заслужил эту честь недюжинным талантом, большой любовью к военному делу, целеустремленностью и высоким чувством долга перед Родиной.
.
Советско-польская война: http://starodymov.ru/?p=38729
Крымская операция Красной армии 1920 года: http://starodymov.ru/?p=38888
Новодевичий некрополь: http://starodymov.ru/?p=27635
Высадка союзников в Нормандии: http://starodymov.ru/?p=28887
К записи "Гордость Отечества. Марина Елисеева: Алексей Брусилов – красный военспец и посмертная опала" пока нет комментариев