17 июля 1793 года – казнена Шарлотта Корде
Когда приговорённая всходила на эшафот, палач (знаменитый Шарль-Анри Сансон!) из милосердия попытался загородить от неё гильотину – он подумал, что вид орудия убийства произведёт на жертву шокирующее впечатление. Однако в реальности случилось иначе.
- Отойдите, пожалуйста, – попросила девушка убийцу от закона. – Я никогда не видела гильотину.
Через несколько минут скошенное лезвие лунза (иное название гильотины) рассекло юную шею Шарлотты. Присутствовавший здесь же плотник – специалист по сборке смертоносного агрегата – подхватил падавшую в корзину голову и ударил её кулаком в лицо. Палачу потом пришлось оправдываться: ударил казнённую не он, и не его помощник – а за плотника он не в ответе. А присутствовавшие при казни доктора констатировали смерть девушки, а также произвели осмотр тела, засвидетельствовав её девственность – на мой взгляд, в акцентировании внимания на данном факте видится нечто извращённое.
…На эшафот девушку вывели в рубахе красного цвета. По представлениям той поры такой колер одежды приговорённого считался позорящим его: так обряжали наёмных убийц и отравителей – преступников, недостойных сострадания. Шарлотта не принадлежала ни к тем, ни к другим – о чём пойдёт речь ниже. Но надела она рубаху без протеста – чего ж спорить с рядовыми исполнителями, коль решения принимают не они, а судьи!
Но при этом произнесла фразу, вошедшую в историю:
- Одежда смерти, в которой уходят в бессмертие…
Она и в самом деле шагнула из камеры смертников в бессмертие. Правда, последствия её поступка в значительной степени отличались от того, к чему стремилась девушка.
До своего 25-летия она не дожила ровно десять дней.
Ну а теперь – по порядку.
Полное имя нашей героини – Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон. (Никогда не понимал западную моду на многосложные имена). Она родилась в июле 1768 года, и происходила из древнего, но небогатого рода. Воспитывалась в пансионате при монастыре бенедиктинок в городке Кане, что в департаменте Кальвадос на севере Франции. Воспитание в стенах обители оказалось не слишком строгим: помимо традиционного для подобных заведений воспитания, Шарлотта читала произведения Шарля Монтескьё, Жан-Жака Руссо, Гийома Рейналя, своего прадеда Пьера Корнеля…
Считается, и, признаться, я в этом ни на йоту не сомневаюсь, что во всех девичьих пансионатах всего мира и всех эпох юные воспитанницы грезят о любви и грядущей семейной жизни. Как свидетельствовали впоследствии её подруги по пансиону, Шарлотта к такой перспективе интереса не проявляла – она всерьёз увлекалась политикой, читая, помимо серьёзной литературы, современные газеты и брошюры. Эпоха-то какая клокотала – Великая Французская революция, и её магнетизм достиг отдалённой обители в Нормандии.
Однако кто знает, как бы сложилась жизнь девушки, но тут в жизни аббатства случился поворотный момент. В 1790 году Конвент принял декрет «О гражданском устройстве духовенства», на основании которого по всей Франции начали закрываться монастыри и церкви. И Шарлотте пришлось переселиться к своей дальней родственнице, у которой некоторое время проживала на иждивении. Тут-то её и втянула всерьёз в свой водоворот политика.
Итак, Шарлотта по своим убеждениям сформировалась как последовательная республиканка. Считая короля Людовика XVI слабым и неспособным управлять государством, она приветствовала его свержение. Однако дальнейшие события, развитие революции повергли её в шок. Террор и гражданская война никак не вписывались в её представление о том, какой прекрасной должна наступить жизнь после падения монархии и наступления народовластия. Ну а когда короля отправили на гильотину, девушка искренне оплакивала его – не монарха, тем более, низвергнутого, но человека, каким бы он ни зарекомендовал себя монархом.
«Добрая Франция отдана во власть людям, которые причиняют ей столько зла!»… Это из её письма. Или ещё: «Люди, обещавшие нам свободу, убили её»…
…Поневоле перекидываешь мостик в родную Россию, только веком позже. Сначала эмансипированные восторженные «бестужевки» отправились просвещать народ, считая, что именно образованность позволит простому люду вырваться из темноты… А потом их более радикальные последовательницы из боевых групп эсеров взялись за револьверы и динамит, пытаясь террором разрушить старый мир. Тем из них, кому довелось пережить революцию, смогли убедиться, какого монстра они разбудили!.. И тут речь не идёт о том, кто хороший, а кто плохой в классовой борьбе – только о том, что революция всегда становится разрушительницей иллюзий готовивших и осуществивших её.
…В представлении Шарлотты сформировался образ олицетворения революционного зла – Жан-Поль Марат! Тот самый Марат, который провозгласил в своей газете «Друг народа» (название которой в качестве псевдонима распространилось и на самого Марата), что свобода не восторжествует, пока не отрубить двести тысяч голов «злодеев» (кого именно считать злодеями, естественно, он собирался определять сам с единомышленниками)…
Не вдаваясь в подробности, вспомним, что в высших кругах французских революционеров шла острейшая борьба за власть. Лидеры отдельных партий – Робеспьер, Дантон, Марат и др. – не могли прийти к согласию и тянули каждый в свою сторону. На мой взгляд, клокотала борьба амбиций – каждому хотелось стать единоличным лидером. У каждого имелось немало сторонников, так что борьба развернулась нешуточная. Революционный трибунал выносил смертные приговоры пачками – гильотина работала без отдыха.
Одной из линий противостояния в Конвенте стал конфликт между несколько более умеренными жирондистами и радикальными монтеньярами, требовавшими ужесточения террора.
Так получилось, что вынужденные уехать из Парижа жирондисты летом 1793 года оказались в Руане, где проживала семья Корде. В глазах юной революционерки эти люди предстали как поборники революционной законности в противовес жестоким и кровожадным радикалам, во главе которых стоял Марат, присвоивший себе титул «Друг народа».
Юность наивна и романтична!.. Шарлотта решила, что если убить Марата и принести себя в жертву, это остановит террор!
Признаться, меня удивило то, насколько последовательно тщательно девушка готовила покушение. Право, не оставляет ощущение, что ею кто-то руководил – только вот свидетельств тому не имеется.
Где Кан – и где Париж!.. В условиях гражданской войны попробуй-ка доберись!.. Нужны документы, да к тому же такие, чтобы миновать заставы на дорогах, выставленные в условиях якобинской диктатуры.
Девушка отправилась к знакомому политику-жирондисту Шарлю Барбару, который вошёл в историю Великой Французской революции как командир знаменитого Марсельского батальона. Она рассказала ему трогательную историю про оставшуюся без пенсии знакомую и попросила рекомендательное письмо к какому-то политику в Париже. С ним она и отправилась в столицу, предварительно уничтожив все бумаги, которые могли бы хоть кого-то скомпрометировать, и оставив родным записку, что решила эмигрировать в Англию.
В Париже Шарлотта встретилась в Клодом Лоз-Дюппере, который состоял в переписке с Барбару. Почему именно к нему?.. Дело в том, что Дюппере как-то во время острой политической дискуссии в Конвенте в припадке ярости бросился на Марата со шпагой, однако соратники «Друга народа» сумели его перехватить. Впоследствии Дюппере повинился, заявив, что если бы даже в ярости заколол избранника народа, сам застрелился бы… Изложив депутату свою легенду, Шарлотта вдруг посоветовала ему бежать; однако тот отказался, сославшись на то обстоятельство, что его избрал народ и он не может обмануть доверие избирателей – эта принципиальность впоследствии стоила ему жизни.
…Шарлотта Корде добилась приёма у Марата не с первой попытки. Но когда получила согласие на встречу… Вновь поражает, насколько тщательно и продуманно девушка всё сделала. Она написала «Обращение к французам, друзьям закона и мира». Документ она приколола булавкой к корсажу, по всей видимости, исходя из того, что таким образом Обращение никуда не затеряется и окажется в документах следствия, получив таким образом огласку.
К тому же она заранее приготовила и спрятала под одежду нож.
Общеизвестно, что Марат принял посетительницу, лёжа в ванне – он страдал от экземы, и горячая вода приносила ему какое-то облегчение. Замечательный испанский писатель Артуро Перес-Ревера сравнил непропорциональное тело Марата в ванной с двуногой лягушкой. Если бы не трагизм ситуации, я бы употребил слово «забавно», что юную красивую девушку к лежавшему в ванне голому (или даже полуголому) мужчине привела его любовница… Но данное слово тут неуместно, а другое как-то не получается подобрать.
И вот тут – важный момент, на который не все и не всегда обращают внимание. Шарлотта рассказала собеседнику о жирондистах, о том, что они такие же патриоты Франции, как и радикалы-монтеньяры, что террор – это не лучшее порождение революции… В ответ голый и больной «друг народа» заявил, что всех жирондистов ждёт гильотина… Только после этого Шарлотта Корде достала нож и дважды ударила в грудь Марата.
Впрочем, подробности собственно убийства разные авторы описывают по-разному. Я предлагаю версию, которая мне представляется наиболее убедительной и – главное –логичной. Собеседники разговаривали довольно долго, на мой взгляд, этот факт может свидетельствовать только об одном: Шарлотта давала Марату шанс остаться в живых, иначе она выхватила бы нож сразу. Непримиримая позиция «друга народа» послужила для него же приговором.
И был суд… И была казнь…
Перед казнью Шарлотта Корде позировала художнику Жан-Жаку Гойеру – невероятное самообладание… Чепец, который по её просьбе купил начальник тюрьмы (чтобы девушке прилично выглядеть перед судьями), запечатлённый на картине, под именем «шарлотта» вошёл в моду – причём, у роялисток, такой вот парадокс. И ещё по поводу головного убора: отказавшись от исповеди, обречённая попросила судей только об одном – оплатить тюремщику стоимость чепца, она не хотела оставлять на этом свете долги… Коль уж речь зашла: художнику, написавшему её предсмертный портрет, девушка заплатила, подарив прядь своих волос…
Сохранилась легенда, что якобы во время суда председатель трибунала через кого-то предложил адвокату объявить подсудимую сумасшедшей. Это лишило бы убийство политической подоплёки, вывело бы из-под удара тех же жирондистов, и позволило бы сохранить жизнь самой Шарлотте, отправив её в лечебницу. Признаться, насчёт последнего пункта я сомневаюсь: шанса выжить у юной революционерки не имелось – не окажись она на эшафоте, нет сомнения, что на неё отыскался бы непримиримый мститель за своего кумира.
Ненавидевшая аристократов чернь обожала Марата – сколько голубых кровей пролилось с его подачи. Так что реакцию нетрудно понять: не случайно 93-й год вошёл в историю как нарицательный. В числе множества других жертв разнузданного террора стала и свергнутая королева Мария-Антуанетта.
Ненавидевший Марата Робеспьер ликовал: известно его высказывание, что это убийство пойдёт на пользу революции. На пользу – это ещё как сказать, а вот дополнительный импульс маховику террора оно подбавило. Между прочим, кто-то посмертно укорял Шарлотту: де, не того зарезала – следовало убить Робеспьера, как большее зло…
Жирондист Пьер Верньо заметил по поводу поступка Шарлотты: «Она губит нас, но учит нас умирать». И в самом деле: воспользовавшись ситуацией, якобинцы партию жирондистов объявили организатором убийства «Друга народа», и едва не все её вожди отправились на гильотину.
Более того, у девушки нашлись последователи, которые специально провоцировали своими выступлениями и публикациями власть, чтобы суд их также приговорил к смерти на гильотине. Всходя на эшафот, они старались перед толпами зевак держаться столь же мужественно, как и Шарлотта, в связи с чем один из парламентариев даже предложил перед тем, как преступников казнить, выпускать из них кровь, чтобы они имели жалкий вид.
К слову, именно Верньо – прекрасный оратор – стал автором меткого высказывания, которое кому только ни приписывали: «Революция подобна богу Сатурну – она пожирает своих детей».
Французский социалист XIX столетия Луи Блан впоследствии заметил, что Шарлотта Корде, убивая Марата, стала последовательницей его же принципа: убивая одного, она пыталась предотвратить гибель многих. Однако в обоих случаях цель оказалась недостижимой.
Депутаты Конвента разделились: одни считали Шарлотту девой, погнавшейся за славой Герострата, другие превозносили её подвиг, сравнивая с поступком тираноборца Брута (тоже сомнительный посыл).
…Впоследствии многие художники писали портреты и картины подвига (или преступления – каждый волен судить по-своему) Шарлотты Корде. Писали о ней и литераторы: Рафаэль Сабатини, Фридрих Клопшток, Петер Вайс, Андре Шенье (также казнённый на гильотине), наш Александр Сергеевич Пушкин (стихотворение «Кинжал»)… Снято несколько кинофильмов…
Ну и в завершение.
Лично я – против убийства. Тем более, убийства человека, который тебе доверился – принимать даму в ванне это ни в какие ворота, но ведь, как ни крути, а это признак того, что не ожидаешь от пришедшего удара ножом. Но чисто по-человечески я могу понять того, кто стремится лишить жизни тирана, который является источником зла в нашем мире. Проблема только в том, чтобы не ошибиться в вынесении приговора – ибо homo sum и от ошибки, соответственно, не застрахован.
Я не считаю себя вправе решать, насколько Марат заслуживал смерти. Но Шарлотту Корде, нанесшую ему смертельную рану, понимаю. Нет, не оправдываю – только понимаю.
.
На иллюстрации: Шарлотта Корде отрезает прядь волос, чтобы подарить её художнику; имя автора картины, к сожалению, я не нашёл.
.
Великая Французская революция: https://starodymov.ru/?p=33168
Палач Сансон и гильотина: https://starodymov.ru/?p=40177
Людовик XVI: https://starodymov.ru/?p=42164
Мария-Антуанетта: https://starodymov.ru/?p=40318
Лидеры Французской революции: https://starodymov.ru/?p=27348
Шарль Барбару: https://starodymov.ru/?p=27348
Об убийстве политиков: https://starodymov.ru/?p=409
К записи "Мой календарь. Последователи Шарлотты Корде сознательно провоцировали власти, чтобы взойти на гильотину" пока нет комментариев