17 июня 1903 года – родился Михаил Шейнкман (Светлов),

советский поэт и драматург.

Уже много раз задавался вопросом: почему во времена Большого Террора кто-то под страшную 58-ю попадал иной раз за незначительные прегрешения, а то и вовсе по ничем не подкреплённому оговору, в то время как другие за откровенную антисоветчину отделывались лёгким испугом, а то и вовсе донесения (доносы) оседали где-то в архивах без последствий. Ни в коем случае я не ратую за то, что нужно было всех ссылать куда Макар телят не гонял – но просто непонятен принцип, по которому ставилась та самая запятая…

Если смотреть в ту жуткую пору, у Светлова не видится никаких шансов на спокойную жизнь. А он поживал себе в Камергерском переулке (тогда проезд Художественного театра), преподавал в Литературном институте – и в ус не дул. Странно, право…

Михаилу было 16, когда он вступил в комсомол. В 17 он встал под знамёна Красной армии. В 20 вышел первый стихотворный сборник – к тому времени он уже прочно сжился с псевдонимом Светлов.

А теперь – судите сами!

В 1927 году Михаил Светлов разделял убеждения т.н. Левой оппозиции – троцкистские уклонисты. Вместе с поэтами Михаилом Эпштейном (псевдо-Голодный) и Иосифом Уткиным издавали нелегальную оппозиционную газету «Коммунист». Всем троим это сошло с рук – все в годы войны на фронт отправились корреспондентами, даже не в составе «писательской роты». Тогда же, в конце 20-х, они проводили поэтические вечера, на которых собирали средства на поддержку семей арестованных оппозиционеров. Эта их деятельность проходила «под колпаком НКВД», о чём имеются соответствующие донесения осведомителей.

Те же осведомители подобострастно донесли о резкой крайне негативной оценке, которую дал Светлов нарождавшемуся Союзу писателей СССР. Соответственно, досталось и его организаторам.

Он же резко высказывался по поводу т.н. Третьего большого процесса, на котором судили руководителей «право-троцкистского блока» во главе с Алексеем Рыковым и Николаем Бухариным. Среди осуждённых оказался и Генрих Ягода – но это я только к слову упомянул, вряд ли Светлов что-то светлое говорил по поводу этого исторического персонажа.

В 1936 году по Москве гуляло едкое четверостишье по поводу приезда в СССР известного германского литератора и сторонника Советского Союза Лиона Фейхтвангера. Авторство антисемитской эпиграммы также приписывалось нашем юбиляру – напомню, по рождению Шейнкману.

На Михаила Светлова в НКВД накопилось преизрядное досье. И с точки зрения тогдашней идеологии в нём содержался изрядный компромат, отнюдь не пустопорожние оговоры… Дело дошло до того, что лично Сталин распорядился подготовить для него справку об антисоветской деятельности Светлова. Но ему всё сходило с рук. А впоследствии громогласно говорил о себе, что «быть может, плохой поэт, но ни на кого не доносил, никого не предавал»…

В чём же секрет такой непотопляемости?.. Неужто по причине авторства «Гренады»?..

В годы войны Михаил Светлов – на Ленинградском фронте. Награждён двумя орденами Красной Звезды.

А когда пришла пора, в 1964 году упокоился на Новодевичьем погосте.

Право, наверное, отечественная культура должна быть благодарна кому-то, кто оберегал этого замечательного поэта.

.

Избирательность в привлечении к ответственности по 58-й: https://starodymov.ru/?p=39171

Иосиф Уткин: https://starodymov.ru/?p=43042

Генрих Иегуда: https://starodymov.ru/?p=39041

Лион Фейхтвангер: http://starodymov.ru/?p=28543

Фронтовые корреспонденты: http://starodymov.ru/?p=39425

«Писательская рота»: http://starodymov.ru/?p=39277

Новодевичье кладбище: http://starodymov.ru/?p=27635