Доклад Ефремовские чтения 2023

Три идеальных женщины глазами Ивана Ефремова

Путь совершенства и путь войны.  От эволюции биологической – к социальной. Женщина будущего

основа для доклада – Программа Анны Гранатовой «Шкатулка с визитками». / Выпуск 65.  Иван Ефремов.  Три идеальных женщины.

Часть-5

Начало: https://starodymov.ru/?p=42888

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=42900

Если мы будем анализировать диалоги Родис и Чойо Чагасом, мы увидим, что вот эту возможность он упускает. И именно поэтому всё заканчивается тем, чем заканчивается. То есть роман заканчивается тем, что Ген Ши и другие члены заговора пытаются свернуть Чагаса и захватить власть. Вот, собственно говоря, и финал этого романа, то есть это роман об упущенной возможности. Если бы Чагас сам попытался бы что-то поменять, услышать Родис и по-другому немножко выстроить взаимодействие со своими приближенными, возможно, это было бы по-другому, но всё пошло вот так как пошло. И жертвами этого заговора пали и члены экспедиции и сама Родис.

Ну, и вот, когда мы говорим у Родис много лиц, то есть все эти её лики вырастают из её собственной личности, то есть это фактически социальные роли, а не маски, как у женщин планеты Торманс. Здесь ещё я хочу в рамках индийской философии и мифологии попробовать ответить на вопрос: можно ли проводить какую-то аналогию между образом Родис и индийским образом Шахти? Тем более, что в Шахти упоминается и звучит в романе, как мы уже говорили, это некая такая космическая энергия. И корабль «Чёрное пламя» пробирается через кольца Шахти и Тамаса, согласно тексту Ефремова. Вообще Шахти – это, конечно, такое очень объёмное понятие. Это может быть и сексуальная энергия, и женская энергия, и творческая энергия, преобразовательная энергия. И это конкретная богиня, причём многоликая, и говорят, что есть 108 ликов Шахти. Как бы известные воплощения Шахти – это тройственность. Три богини- это Сарасвати, Лакшми и Дурга, но могут быть и другие. В том числе и разрушительный образ Кали – богини смерти, разрушения, но и тоже как бы супруги Шивы. Всё зависит от того, в какой системе координат мы работаем. В системе координат индуизма или брахманизма, или буддизма. И всё это будут немножко разные версии Шахти. Шахти ещё и жена Шивы, и учитывая парность богов в индийской философии, хочется задать вопрос: можно ли говорить о каком-то таком взаимодействии между Чойо Чагасом, как неким разрушительным символом планеты, и в то же время верховном правителем, как Шива? Ведь Шива – это энергия разрушения, это верховный бог. Это не только создание, это ещё и смерть. Это очень сложный образ, как бы такая иллюзия. Ну, и соответственно, Родис как Шахти.

Можно ли об этом говорить? На мой взгляд, это будет не вполне правильная история. Как я чуть раньше показала, Родис и Чойо Чагас друг друга не слышат. У них совершенно разные взгляды друг на друга, то есть он на неё смотрит как на привлекательную женщину, с которой там надо заняться любовью. Она ему пытается донести какие-то знания, которые он не хочет слышать и не может услышать. То есть, у них нет диалога, у них нет как бы доверительной комуникации. А всё-таки у Шивы и Шахти  это должно быть, иначе не получится вот этого обмена энергии, не получится вот этого двойственного божества, которое иногда даже вообще воплощается как некое такое, знаете, одно существо с двумя ликами в Индии. То есть это немножко другая история.

Это немножко другая история, она скорее про символ быка, который отражён в эпиграфе к роману и про историю с быком как раз в индийской мифологии, который может быть связан как раз с одним из ликов Шахти, а точнее, с её воплощением в виде богиня Дурга.

Здесь дело в том, что мы можем просто пойти чисто атрибутивно, и тогда мы можем найти, конечно, какие-то аналогии. Другой вопрос, будут ли они правильными, и можно ли, в принципе, так делать, потому что чисто атрибутивные вещи – это ещё не суть не содержание образа и текста. Я что имею в виду, допустим, символом Шивы является бык белого цвета, бык Нанди и это его ездовое животное, но это совершенно не означает, что именно этот бык может быть символом «Часа быка». Это просто чисто лингвистическое совпадение.

А вот, что касается мифа о смене головы Махиши – этого человека-быка, эта идея мне нравится гораздо больше. Здесь я вижу совпадение некое нарратива этого мифа с сюжетом романа «Час быка». Эта история с Махишей является зеркальной на легенду о Минотавре и Тесеем.  Мы помним, что Тесей при помощи нити Ариадны проходят по лабиринту, и там убивает минотавра, человека-зверя, то есть значит героя с головой быка. Индийский миф,  который появился, конечно, гораздо раньше, чем греческая культура, он буквально зеркально противоположен.

Миф интересен тем, что в нём ключевую роль играет женщина. Именно женщина борется сама при помощи оружия, при помощи меча с быком. И это делает богиня Дурга. Вообще история здесь такова, что ещё в то время, когда Бог творил Индра, то есть Громовержец индийский, в этот период как раз появляются ещё и полубоги или (внимание!) демоны. То есть демоны и полубогине – это одно и тоже. Вот почему «Час быка» как час Демона можно рассматривать ещё с этой точки зрения. Эти полубогине или демоны, или титаны – это суры и асуры, это дети Солнца. Это два а поколения – это, так сказать, прямые потомки солнца – сурья.  Вот этот персонаж от союза девушки, которая была в образе буйволицы – Махиша. вот Махиша или Махишаасура он родился от девушки, которая приняла образ буйволицы, её ещё называли иногда принцессой демонов Махишмати.

Здесь фишка в том, что однажды этот герой с головой быка или буйвола пришёл к Вишну и Вишну пообещал ему фактически неуязвимость, что его не убьёт никогда ни Бог, н. человек. После чего этот человеко-бык Махиша решил свергнуть Верховного Бога громовержца Индру. И, собственно говоря, управы на него не было. И зло начало шагать по земле. Тогда собрались три Верховных Бога: Шива, Вишну и Брахма. И стали думать: что же делать?

Легенда гласит, как из гнева богов зажегся огонь. Из этого огня вышла прекрасная женщина, это было воплощение как раз в Шахти. Воплощение или по-другому аватары имели ещё свои имена. Вот это прекрасная женщина имела имя Дурга. И боги отдали и разные инструменты для того чтобы её вооружить. Шива дал ей трезубец, а остальные  дали ей меч и копье. Вот это прекрасная Дурга – богиня силы и энергии, богиня-воительница, богиня, вышедшая из огня. То есть это ещё более крутая история, чем Афина Паллада, которая вышла из головы Зевса. Тут у Дурги сразу получаются три отца: Шива, Вишну и Брахма, и стихия огня, как стихия её рождения – стихия Агни.

Дурга верхом на тигре или на льве, в зависимости от того, с каким индийским текстом вы имеете дело. Она идёт войной на зверо-человека, на асура с головой быка с тем, чтобы его убить. Здесь есть разные легенды о том, как шла битва между ними. Мне больше всего, знаете, какая нравится версия, когда на десятой день Дурга снесла голову Махиши. После этого он отрастил себе человеческую голову, то есть он стал снова титаном в человеческом обличье.

Ну, прирастить, поменять голову для индийской мифологии, для индийских богов это как бы дело обычное. Достаточно вспомнить Ганеши с головой слона. Да, вот этого как бы тоже бога. Поэтому была такая история. Мне она очень симпатична тем, что в отличие от той же древнегреческой легенде о Минотавре, когда буйволообразного героя убивают. Здесь всё-таки Махиши не просто остаётся жив, но он ещё и приобретает человеческий облик.

Как видите, только женщина способна сделать из демона героя, из зверя человека, а из демона-быка асура. Вот такую преобразовательную женскую энергию называют в Индии словом Шахти, которая заложена в мифах Индии.

На мой взгляд, что-то подобное и пытается сделать Фай Родис по отношению к Чойо Чагасу. То есть она пытается как-то повлиять изменить его. И это она старается сделать в первую очередь для него самого и для того, чтобы планета Торманс получила новый качественный виток развития движение.

Для продвижения в нуль-пространстве времени Шакти не существовало. Точность расчета для навигации этого рода превосходила всякое воображение и не так давно еще считалась недоступным. Первый ЗПЛ «Нооген» мог выходить лишь в приблизительно намеченные области пространства. Вероятность ошибок была велика, что и привело, в конце концов, к гибели «Ноогена».

После изобретения каскадного метода корреляций стало возможным определение места выхода с точностью до полумиллиарда километров. Созданные почти одновременно приборы для «ощупывания» полей тяготения из нуль-пространства исключали катастрофы от выхода на звезду или иное опасное скопление материи. На эти приборы возлагали надежды безумно смелые исследователи Тамаса.

Фай Родис всегда считала себя способной к трудному поприщу древней моноистории, но теперь она почувствовала свою эмоциональную слабость. Фай Родис захотелось спуститься в еще большую древность, где отдельные очаги цивилизаций не давали возможности для моноисторического синтеза и казались гораздо прекраснее. Недостаток фактов давал простор домыслам, осветленным представлениями Эры Встретившихся Рук. Сохранившиеся произведения искусств одевали то немногое, что было известно, ореолом большого духовного взлета.

Кин Рух, не скрывая улыбки, предложил Фай продолжать изучение ЭРМ еще год. Когда Родис стала видеть, как в неустроенной жизни ЭРМ выковывались духовные, морально-этические основы будущего мира, она была поражена и полностью захвачена картиной великой борьбы за знание, правду, справедливость, за сознательное завоевание здоровья и красоты. Впервые она поняла казавшуюся загадочной внезапность перелома хода истории на рубеже ЭМВ, когда человечество, измученное существованием на грани всеистребительной войны, раздробленное классовой, национальной и языковой рознью, истощившее естественные ресурсы планеты, совершило мировое социалистическое объединение. Сейчас, из дали веков, этот гигантский шаг вперед производил впечатление неожиданного прыжка. Прослеживание корней будущего, поразительной уверенности в светлом и прекрасном существе человека стало для Фай Родис главным делом жизни. И теперь, через пятнадцать лет, по достижении ею сорокалетней зрелости, оно привело ее к руководству небывалой экспедицией в чудовищно отдаленный мир, похожий на земной период конца ЭРМ, – олигархический государственный капитализм, каким-то способом остановленный в считавшемся неотвратимым историческом общественном развитии. Если это так, то там встретится опасное, отравленное лживыми идеями общество, где ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без колебания приносится в жертву чему угодно – государственному устройству, деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому поводу.

Финал романа достаточно трагичен – это восстание против Верховного правителя Торманса. Это заговор, это убийство его сподвижников серыми ангелами. Ну, это, в конце концов, и гибель самой Фай Родис. И в том, как она уходит из жизни, мы тоже видим индийскую мифологию. То есть мы опять-таки видим вот эту отсылку к мифо-поэтическому, религиозному понятию Шахти. Фай Родис владеет способностью остановить своё сердце, как индийские йоги. Умение остановить сердце и добровольно уйти из жизни – это тот дар, который она даёт и своему ученику Таэлю – человеку с планеты Торманс.

«Только мудрецы Индии рано поняли, что, сделав человека владыкой собственной смерти, они освобождают его от страха перед жизнью — Родис подумала и спросила:

— Но, может быть, с вашим долгом «ранней смерти» все это не так существенно, как в древности на Земле?

— Очень важно! — воскликнул Таэль. — «Нежная смерть» тоже целиком в руках олигархии, и без позволения никто не войдет в ее дворец. А для нас, образованных долгожителей, зависимость жизни и смерти от владык абсолютна.

— Выберите время, — решительно сказала Родис, — при вашей психической нетренированности нам понадобится несколько занятий.

— Так много!

— Это нельзя усвоить без опытного учителя. Надо знать, как остановить сердце в любой желаемый момент.

— Благодарю, благодарю вас! — радостно воскликнул Таэль. Смело взяв обе руки Родис, он покрыл их поцелуями.

Она высвободила руки и, подняв голову инженера, сама поцеловала Таэля.

— Никогда не могла подумать, что я отдам влюбленному в меня человеку дар умереть. Как бесконечно странна и печальна жизнь во власти инферно!»

Видите, Родис вдохновляет многих, и Гриф Рифт – капитан корабля говорит, что если она погибнет, он сроит планету Торманс на километр. И Таэль – инженер, это человек с Торманс и помощник Чойо Чагаса тоже встаёт на сторону Родис. Ну, и собственно сам Чойо Чагас влюбляется в Родис и с удовольствием проводят время в её обществе. К сожалению вот именно ей и приходится уйти из жизни в  тот момент, когда члены заговора будут уничтожать, всё, что они считают необходимым уничтожить.

И вот в том, как это происходит, опять-таки мы видим символы индийского мифа. Мы вспоминаем опять легенду о Шахти. Легенда о Шахти, которая в одном из своих самых ранних воплощений называлась Сати. Когда она вышла замуж за Шиву, это было не одобрено, в том числе и её собственным отцом, и её родственниками. Сати в знак протеста себя сожгла. Потом она уже перевоплотилась и стала Парвати, в переводе Парвати-это горный, и снова соединилась с Шивой. Вот такая индийская легенда. Понятно, что связано с мотивом реинкарнации, со спецификой индийского мировоззрения.

То, как это происходит с Фай Родис очень это всё похуже, потому что она останавливает сердце, после чего она ложится на аппарат, который, как свидетельствует текст Ефремова, уносит в воздух её пепел и столб синего пламени.

— Поздно, Гриф! Я погибла. Гриф, мой командир, я убеждаю вас, умоляю, приказываю: не мстите за меня! Не совершайте насилия. Нельзя вместо светлой мечты о Земле посеять ненависть и ужас в народе Торманса. Не помогайте тем, кто пришел убить, изображая бога, наказующего без разбора правого и виноватого, — самое худшее изобретение человека. Не делайте напрасными наши жертвы! Улетайте! Домой!

Слышите, Рифт? Кораблю — взлет!

Родис не успела утешить себя памятью о милой Земле. Она помнила о лихих хирургах Торманса, любителях оживления, и знала, что ей нельзя умереть обычным путем. Она повернула рукоятки СДФ на взрыв с оттяжкой в минуту, могучим усилием воли остановила свое сердце и рухнула на девятиножку.

Ворвавшиеся с торжествующим ревом каратели остановились перед телом владычицы землян — на минуту оставшейся им жизни.

У командира Звездолета Прямого Луча впервые за долгую жизнь вырвался вопль гнева и боли. Зеленый огонек Фай Родис на пульте погас. Зато там, где стоял ее СДФ, в черное небо взвился столб ослепительного голубого огня, вознесший пепел сожженного тела Фай Родис в верхние слои атмосферы, где экваториальный воздушный поток понесет его, опоясывая планету».

Ну, здесь, конечно, работают законы литературы. Понятно, что герой может стать только настоящим героем, если он трагически погибнет. Это как бы реальность нашей человеческой жизни. Достаточно вспомнить Гагарина, Че гевару. Вот такой трагический конец жизни всегда делает героя, живущим веках. С другой стороны это и отражение, я сейчас уже говорю про Родис, это ещё и отражение её образов, в которых, конечно, способности сверхчеловека, способности женщины, которая управляет всем, включая свою собственную жизнь, проявляется очень сильно.

Выводы

Возвращаясь к трём нашим героиням, к трём женщинам, которые символизирует разные грани развития человеческого общества, разные грани развития человеческой а личности, я бы хотела уже подвести итоги. ъ

очевидно что мы наблюдаем эволюцию – от биоолгической к социальной. От  ароморфоза –  к борьбе с инферно.

Я бы хотела сказать, что, наверное, для Ефремова женщина – это в первую очередь не второй пол. Не спутница мужчины, не носительница культурных традиций и поколений, не носительница даже, может быть, идеи продолжения рода, а скорее носительница идеи гармонии и созидания, которые позволят человеческий  мир, человеческую цивилизацию перевести из бесконечной многовековой фазы войн в фазу созидания. Перевести мир из мужского подхода борьбы за ресурсы к подходу наоборот создания и преображение ресурсов на планете. Вот мне кажется, что эту идею как раз Ефремов и заложил в тех героинь, которые являются центральными в его произведениях.

Ну, и я напомню, что это Сима Металина в «Лезвие бритвы» – гимнастка, девушка с эмоциональной стабильностью с совершенным телом, очень красивая, символизирующая как раз совершенство и путь ароморфоза. Это Таис Афинская, символизирующую любовь красоту, вдохновительница мужчин. Женщина-гетера. Женщина-представительница искусства. Женщина, которая посвящает себя разным сторонам любви, от любви о физической, продолжая любовью, как вдохновением, и заканчивая любовью уже по отношению к людям и как бы обществу будущего. От Афродиты, находящейся в Афинах до Афродиты Уранополиса, Афродиты Урании – Афродиты Небесной. Ну, и наконец, «Час Быка» и Фай Родис – это тоже, соответственно, героиня, которая является женщиной будущего, во многом символизирует путь преобразования. Она символизирует гармонию мира будущего.

И вот что ещё интересно. Опять-таки мы возвращаемся к образу огня, который важен для Ефремова и все эти женщины так или иначе с этим символом связаны. Сима Металина, потому что, я повторяю, Сима или Серафима означает с древне иудейского, с иврита означает огонь или огненная. Ну, про Таис Афинскую, тут уж специально и говорить мне приходится. Сожжение Персеполиса при помощи факела, говорит сам само за себя. Ну, и Фай Родис. Имя Фай и Файр созвучно слову огонь. Ну, и выходит Фай Родис на планету Торманс из космического корабля под названием «Тёмное пламя». Поэтому все три женщины у Ивана Ефремова – это женщины особенные, женщины будущего. И каждую из них можно назвать, играющей с огнём.

На фото: автор с летчиком-испытателем, руководителем культурного центра “Экзюпери” и автором и режиссером  нескольких фильмов о И.Ефремове и его экспедиции в Гоби Монголиии – это Мстислав Листов.

.

От модератора:

Юрий Андропов: https://starodymov.ru/?p=41830

Юлиан Семёнов: https://starodymov.ru/?p=38868

Минотавр: https://starodymov.ru/?p=39943