ДЕТСКИЙ ВОПРОС…

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=42647

Ну и ещё одна публикация про наши с Захаром прошлые выходные. Но она не так повествовательная или познавательная, как рассуждательная…

Всё в той же детской библиотеке мы посетили площадку, которая называется «Сказочный сундучок». Деток тут собралось уже побольше, до трёх десятков, многие с мамами, кто-то с папой… Здесь ведущая рассказывала незатейливую сказку, и по ходу дела время от времени общалась с ребятками, в основном предлагая им порычать по-львиному.

Своё отношение к увиденному, к форме и манере общения ведущей с детьми оставлю при себе – признаю, что не могу считать себя в данном вопросе компетентным экспертом.

А вот такой вопрос возник.

По ходу представления время от времени сначала один мальчик, а потом, по его примеру, ещё несколько детей начали вести себя слишком вольно. Выбегали на площадку в центре помещения, где выступала рассказчица, требовали к себе особого внимания, просили примерить корону, потрогать игрушечных зверушек…

И вот это ставит меня в тупик.

С одной стороны, сама форма показываемой композиции вроде как предусматривает активное общение рассказчицы и детей. Но с другой, каждый ребёнок должен понимать, что подобное взаимоотношение должно иметь определённые рамки, не мешать повествованию.

Культивируемый ныне курс в воспитательной тенденции вроде как предусматривает максимальное раскрепощение ребёнка, минимальное ограничение его прав. Красиво звучит. Но очевиден вопрос: а если все дети станут руководствоваться этим принципом?.. Лозунг «Анархия – мать порядка!» смотрится только в кино, да и то больше в насмешливом контексте.

Каждый ребёнок должен понимать, что его личные права простираются до рубежа, за которым начинаются права другого человека. В описываемом случае, группы людей: и рассказчицы, и остальных зрителей.

Однако мы знаем, что сейчас в активную жизнь вступает поколение, которое получило закалку в безвременье 90-х, отрыжки которых отравляют жизнь нашему обществу по сей день; и мой пессимизм не позволяет надеяться, что оно их таки преодолеет.

Если ребёнок дошкольного возраста запросто выбегает к выступающей взрослой тёте, и на глазах у всех остальных пытается отобрать у неё нечто (в данном случае корону), и родители его не останавливают, «не ограничивают его свободу», есть ли у нас основания надеяться, что со временем он станет добропорядочным членом общества?.. Вопрос относится к неопределённому будущему, потому исключительно риторический. Хотя мне более вероятной представляется реализация известной приметы «Вырастет из сына свин…».

…Затем собравшиеся перешли в другое помещение, где – в развитие впечатлений, полученных от сказки – деткам предстояло изготовить львиную морду.

Тут уж в каких-то обобщающих комментариях необходимости не возникло. Творческий процесс шёл вполне нормально: и шум, и суета, и хождения – всё вполне соответствовало моему представлению о том, как оно и должно быть в среде творческой молодёжи.

Обращала на себя внимание мамочка с совершенным грудничком на руках – его принесли в колыбельке. Младенец тихо осматривался, пускал пузыри, и никому не мешал. А мама помогала его старшему братику заниматься львиной мордой – но тоже тихо и ненавязчиво, больше советом…

Три девочки крохотули договорились сидеть и заниматься вместе. Представлялись друг другу. «Я – Ксюша». «Я – непоседа». Третья после мгновенной паузы: «Я – влюблённая»… И принялись за работу – уточняющих вопросов не последовало. Молоды ещё – я представляю, сколько любопытства такое утверждение вызвало бы у девушек постарше.

В этот раз я решил в творческий процесс внука не вмешиваться – руководительница кружка всё показывала-разъясняла доходчиво, чего ж вмешиваться. Опеку над Захаром тут же взяла на себя бабушка оказавшегося рядом с ним мальчика. Она подсказывала порядок действий обоим – и своему внуку, и нашему. Захар советы выслушивал и принимал их.

С какого-то момента детки потянулись к руководительнице – показать, что у них получилось. Получить похвалу за свою работу, тем более, от постороннего человека, от учителя – насколько ж это понятно!..

И вот подумалось… Всем собравшимся выдали абсолютно одинаковые заготовки. Всем одна и та же руководительница показывала порядок действий одновременно… И насколько разные получились звери у каждого!.. У кого-то добрее, у кого-то злее, у кого-то забавнее…

Скажем, наш Захар решил закрасить белки львиных глаз красным фломастером. Чтобы страшнее было!

…В помещении, в котором проходило занятие, в углу на подоконнике стояла клетка с попугаем. Думаю, что мало кто из деток, увлечённых своим делом, даже не заметил его. Попугай тихонько дремал, временами приоткрывая перепонки век, поглядывая на суету, и опять засыпал.

А я подумал, насколько получается образно: абсолютное одиночество этого живого существа на фоне многочисленной шумливой толпы. Толпы, состоящей из множества незнакомых между собой маленьких человечков, которые сейчас разойдутся – и не встретятся больше никогда. А попугай останется, опять одинокий, как сейчас вот, на фоне суеты.

Впрочем, эта тема – об одиночестве в людской суете – совсем из другой, как говорится, оперы.

.

Ещё о воспитании детей: https://starodymov.ru/?p=40931