Полвека назад ушёл из жизни Александр Птушко,

Замечательный советский режиссёр

Это случилось 6 марта 1973 года

Совершенно бессовестно малоизвестный сегодня режиссёр в области мультипликации и комбинированных съёмок докомпьютерной эпохи! Он столько сделал для общемирового кинематографа!.. Любой читающий эти строки непременно удивится, подумав: так это всё он!..

Вообще-то настоящая фамилия его Птушкин – но это просто к слову, уточнения ради.

Александр Лукич стоял у истоков отечественной мультипликации; он участвовал в съёмках первого советского звукового мультика – «Властелин быта». Уже за одно это его следовало бы вспомнить в связи с нынешним печальным юбилеем. Хотя лично я, к сожалению, такого ролика не припомню.

Однако главная заслуга Птушко в истории отечественной кинематографии состоит в ином. Именно он снял первый в стране полнометражный фильм, в котором сочеталась актёрская игра с мультипликацией – это был знаменитый «Новый Гулливер», вышедший на экраны в 1935 году. Вот эту картину я помню: она и в самом деле производит потрясающее впечатление, особенно если учесть, что ни о какой компьютерной графике там речи вообще идти не могло.

Забавность (досадливая забавность) ситуации состоит в том, что в картине зрители разглядели политические смыслы, в то время как истинное мастерство создателя картины в должной степени не оценили – настолько поведение мультяшных персонажей, их взаимодействия с живым человеком казались зрителю абсолютно естественными; и коллеги свидетельствовали, что эта недооценка проделанной титанической работы Александра Лукича задевала.

Вообще-то, это ведь нередко случается, что мы недооцениваем истинное мастерство. Даже истинное рукотворное чудо! Получается, что чем совершеннее произведение, тем чаще оно остаётся недооценённым!

(Как тут ни вспомнить Промокашку: «Это и я так могу!.. Ты мне «Мурку» сыграй!»…).

К слову: «Новый Гулливер» очень понравился Сталину, который, как известно, непременно смотрел все отечественные киноновинки. Да и как такой шедевр ни посмотреть!

Затем – новый триумф: «Золотой ключик», в котором также куклы гармонично соседствуют с живыми актёрами… И вновь – та же ситуация: соседство живого и мультипликационного в кадре выглядело настолько естественно, что зритель этого попросту не оценивает!..

Творческая биография Александра Птушко очень богата. Он участвовал в съёмках многих фильмов: как автор сценариев, как режиссёр, как постановщик комбинированных съёмок. Среди них: «Парень из нашего города» (помните, как танк прыгает с моста: см.: http://starodymov.ru/?p=28761 ), «Секретарь райкома», «Каменный цветок» (там много спецэффектов: см.: http://starodymov.ru/?p=15529 ), «Садко», «Илья Муромец» (между прочим, первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком) (см.: http://starodymov.ru/?p=32026 ), «Алые паруса» (см.: http://starodymov.ru/?p=23187 ), «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане» (см.: http://starodymov.ru/?p=32700 ), «Золотой петушок», «Дети капитана Гранта», «Вий»… Вот пришлось столько перечислить, никак не желал список сократиться до «и др.». Следует также подчеркнуть, что почти все его картины пользовались популярностью также и за рубежом, в том числе и в США.

Александр Лукич мечтал экранизировать также «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве»… Но не успел…

Великолепную экранизацию «Тараса Бульбы» мы всё же увидели (см.: http://starodymov.ru/?p=30738 ). А вот «Слово…» (см.: http://starodymov.ru/?p=11090 ) очень хотелось бы посмотреть…

Поистине, великий мастер кинематографа!