Начало экскурсии: https://starodymov.ru/?p=41867
В основе обучения – практика
В ходе экскурсии её устроители показали нам много интересного и познавательного.
Но наибольший интерес у гостей по вполне понятным причинам вызвали учебные места, на которых курсанты изучают дисциплины, связанные с расследованием всевозможных происшествий с криминальной составляющей – здесь их называют полигонами. Чего тут только мы ни увидели!..
Вот пример.
Помещение, изображающее комнату, только без стены – чтобы обучаемые могли разглядеть и оценить ситуацию со стороны. На столике – бутафорские следы буйного и некрасивого застолья; на полу лежит манекен, оформленный в виде убиенного участника пиршества… Разбирайся, полицейский, что тут произошло!..
Но в описанном случае представлена уже заблаговременно сформированная обстановка, ситуация более или менее понятна… Наверное, в какой-то степени даже типовая. В реальной жизни подобные трафаретные, из учебника, ситуации встречаются далеко не всегда.
Потому в других учебных помещениях всё оборудовано иначе. Скажем, довольно просторное помещение, по размеру напоминающее полнометражный спортивный зал, разделено на отсеки соответствующего формата, и каждый оформлен в виде небольшой квартиры или комнаты, гостиничного номера, имеет все атрибуты избранного стандартного стиля.
В декоративной квартире-студии, например, имеется всё присущее ей из реальности: стандартно оборудованная кухонька, спальное место, душевая и умывальник, шкафы, столик… Шторы, коврики, одежда на вешалках, обувь, включая комнатные тапки, посуда, вазочки, настенные часы…
В помещении, оборудованном под некий условно-стандартный рабочий кабинет, имеются компьютер с МФУ…
И так – в каждом отсеке, каждый из них выполняет функцию оригинальной учебной «точки». Во всех имеется единственная условность: стены здесь только обозначены, высотой с метр, наверное – чтобы со стороны всё можно было бы рассмотреть в подробностях.
В этом типовом интерьере преподаватель имеет возможность сформировать обстановку совершённого преступления – каждый раз по-новому. Вплоть до того, что задействует окно – помещение расположено на первом этаже, и условный преступник мог воспользоваться для проникновения этим путём. Таким образом, обучаемый заблаговременно не имеет представления, какую учебную ситуацию ему предстоит разбирать.
Происходит обучение и в более экстремальных условиях. Например, курсанта оставляют в замкнутом помещении, в котором гасится свет. То есть осуществляется проверка на клаустрофобию и никтофобию… При этом от курсанта требуется в кромешной тьме выполнить какое-то учебное задание… Нет-нет, не пугайтесь, всё происходит под строгим контролем преподавателя – в помещении установлены камеры инфракрасного видения.
Или вот ещё… На фоне рассказа нашего сопровождающего вспоминаются соответствующие главы из романа Виктора Гюго «Отверженные» и из сборника очерков Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».
Одна из учебных площадок называется «Коллектор». Имеется в виду, что иной раз для раскрытия преступления сотрудникам правоохранительных органов приходится спускаться в подземные лабиринты города. А там – темно, сыро, испарения… Между тем, задачу выполнять необходимо. Так вот, в Колледже имеется помещение для тренировки отработки задач в столь экстремальной обстановке.
Выше уже говорилось, что многие занятия проводятся, если можно так выразиться, в двух параллельных режимах: один или несколько курсантов осуществляют предусмотренные заданием следственные действия, а их товарищи в это время в классе на экране монитора наблюдают за происходящим и вместе с руководителем обсуждают увиденное.
…Криминал многолик. Соответственно, и подготовка специалистов по борьбе с ним требует самых разных форм обучения.
– Полицейский должен обладать чувством здорового цинизма! – высказал свою точку зрения директор Колледжа Сергей Михайлов.
С этой целью в одном из помещений на трубе водяного отопления висят два манекена, изображающие жертв суицида – нелицеприятное, надо сказать, зрелище. Да и ещё кое-какие экспонаты имеются, иллюстрирующие ситуации подобного же ряда, даже речь вести о которых не хочется.
А ещё тут же представлены другие предметы, которые нам видятся экзотикой, а для сотрудников полиции должны служить уликами для изобличения преступников. Мы их видим в витринах, на фотографиях, на стендах…
Тут и посмертные маски… И слепки отпечатков обуви… И отпечатки пальцев… И всевозможные предметы, с использованием которых осуществлялись преступления – сознательные и случайные… И фотографии преступников, и снимки жертв их злодеяний…
Тут же представлены и технические средства, которые помогают сотрудникам полиции в их работе по поиску и изобличению правонарушителей. Например, специальные чемоданчики, в которых имеется всё самое необходимое для этого – набор криминалиста.
Впрочем, слово «всё», использованное в предыдущем предложении, конечно, не совсем здесь уместно. Предусмотреть всего, что может понадобиться специалисту на месте происшествия, невозможно. Потому и необходимы оперативнику и следователю острый глаз, наблюдательность, умение смотреть и видеть, способность замечать и анализировать…
Вот для воспитания этих качеств и проводятся подобные занятия. Для того и созданы такие специализированные полигоны.
Ну и для решения ещё одной задачи, о чём, на мой взгляд, непременно следует сказать.
Подобные занятия помогают молодому человеку определиться: верно ли он наметил себе дальнейший жизненный путь, не ошибся ли в выборе профессии… Другими словами, нередко именно тут, на данных учебных местах, он решает, становиться ли полицейским, или же по выпуску из Колледжа искать иное применение полученным знаниям.
.
Виктор Гюго и «Отверженные»: http://starodymov.ru/?p=39735
Владимир Гиляровский и «Москва и Москвичи»: http://starodymov.ru/?p=27949
Интервью Сергея Михайлова: http://starodymov.ru/?p=41846
.
.
Напомню: Мы учим защищать Закон. – М.: Издательский дом «Граница», 2022. – 180 с.: ил.
К записи "Московский колледж полиции глазами гостя. Здесь учат криминалистике" пока нет комментариев