Дьяк Афанасий ВЛАСЬЕВ
2.
Начало: http://starodymov.ru/?p=41662
Сашка молчал, стараясь не шевелиться и не привлекать к себе внимание.
Он глубоко уважал своего начальника. Афанасий Иванович зарекомендовал себя человеком умным, начитанным, грамотным… Знал несколько иностранных языков, в том числе латынь, что вызывало у Александра особое почтение. Власьев объехал пол-Европы, выполняя различные поручения царей – Фёдора Иоанновича, а теперь вот Бориса Фёдоровича.
И сейчас он сидел, усталый, глубоко ушедший в себя, думая свою одному ему ведомую думу. О чём он размышлял в тот момент, когда преклонявшийся перед ним Сашка боялся неосторожным движением потревожить покой этого выдающегося человека?
Не мог не думать дьяк Власьев о том, сколь неустойчива его судьба, сколь зависим он от прихоти единственного человека.
Афанасия Ивановича можно смело назвать одним из образованнейших людей царского двора того времени. Он не принадлежал к родовитой знати, всего на своём жизненном пути достиг своим умом и своей верностью престолу. Власьев не был богат. А потому в полной мере зависел от милости царя, принадлежа к классу служилого дворянства – основной опоре любой монархии.
Сколько людей на его глазах возвышались, а потом низвергались – в лучшем случае, в опалу, ну а в худшем… Борис Годунов по мере возможности соблюдал данный при короновании обет не проливать крови. Только легче от этого попавшим в немилость подданным не было – их морили голодом, топили, вешали…
Власьев поездил, повидал Европу, навидался нравов, которые царят при других дворах. Всюду милость монархов оказывалась вещью ненадёжной, всюду правили бал интриги, во всех странах падал топор на шеи ставших неугодными вельмож.
И всё же уровень деспотизма, царившего при дворе московских царей, превосходил все остальные. Ни в одной из стран, которые довелось посетить Афанасию Ивановичу, не чувствовал себя человек столь бесправным перед лицом государя. Это проявлялось даже в самой форме обращения подданного к своему сюзерену: нигде больше придворный не именовал себя холопом и рабом царским.
Понятно, что при султанских дворах – в Османском государстве, или в Персидском – было не слаще, а то и куда хуже. Скажем, каждый новый правитель в турецком ныне Царьграде нередко начинал с того, что уничтожал своих родных или сводных братьев, чтобы обезопасить себя от заговора. А в далёком восточном китайском царстве, сказывали, бесправие перед правителем ещё большее.
Но Власьев ориентировался всё же на Европу. Уровень защищённости дворянина в христианских (пусть католических или протестантских) странах перед прихотью короля или герцога был выше.
Но зато там было иное. Религиозные войны, церковные распри раздирали государства. В далёкой Франции за одну Варфоломеевскую ночь католики вырезали людей больше, чем жестокий царь Иоанн Васильевич, которого народ окрестил Грозным, изничтожил за полвека своего правления, включая и кровавую опричнину. Королева Елизавета Английская за время своего долгого правления отправила на казнь 89 тысяч человек, в абсолютном большинстве именно потому, что они не разделяли её взглядов на вопросы религии. По всей Европе полыхали костры, на которых горели инакомыслящие – когда по одному, а когда по несколько сотен одновременно.
И тут уже сравнение складывалось в пользу Московии. Да, в стране были казнены несколько ересиархов… Но европейского размаха преследования противников господствующей религии в России не было и нет. С другой стороны, в России практически все исповедуют православие, потому представители других вер никакой угрозы ни для кого не представляют. А обряд свадебного венчания и вовсе предполагает принятие православия, так что в гонениях на представителей других вер просто нет необходимости. Пусть себе живут как хотят, лишь бы налоги платили, да законы государевы не нарушали…
Вот и получается, что в России сложились условия жизни, совершенно особенные относительно западных соседей. И это обеспечивало ей относительную изолированность от остальной Европы.
Такое не могло продолжаться вечно. Контакты с другими государствами мало-помалу налаживались, активизировались, как бы этому ни противились поборники старины. Ширилась торговля, потихоньку происходило проникновение в царство научных и философских воззрений современных учёных, на полках передовых людей всё больше стало появляться отпечатанных в современных типографиях светских книг… Русские стали всё больше общаться с иноземцами – сами выезжая за рубежи царства, или с теми, кто сюда сам приезжал, торговать ли, служить ли… Даже брить бороды начали некоторые бояре – дело ранее и вовсе уж неслыханное!
Сам же царь Борис совершил вовсе уж небывалое, невиданное – решил породниться с каким-либо из монарших домов Европы. До сих пор московские цари состояли в родстве из иноземных только с великокняжеской династией Гедиминовичей, и уже через них – с другими монархами. Да, эрудированный Власьев не мог не знать, что в старину Рюриковичи роднились с правителями Франции, Англии, Чехии, Норвегии, Византии, Грузии… Правда, в те времена ещё не произошло церковного раскола, христианство не разделилось ещё на несколько ветвей. Давно ушли в прошлое те времена. Нашествие басурман с Востока оторвало Россию от Запада. И вот теперь приходится восстанавливать некогда разорванные связи.
А боярство и высшее духовенство сопротивляются. Им новые веяния ни к чему. Для них именно эта изолированность обеспечивала, гарантировала привычное спокойное неспешное бытие. Не так много единомышленников у царя Бориса. Сам же он, коснись чего, легко отрекается от своих соратников. Трудно верить ему, трудно.
Ну а случись что с царём, что дальше-то? Царевич Фёдор, слов нет, умён, образован, на языках европейских говорит, как на родном. Только мягок он, в возраст ещё не вышел. Будет у него ещё лет десять, чтобы власть у отца в полной мере перенять? Дай-то бог!..
.
Европейские религиозные войны: http://starodymov.ru/?p=3692
Ярослав Мудрый и его династические связи с Европой: http://starodymov.ru/?p=36611
К записи "Принц Иоганн – второй жених царевны Ксении. Ч.-2. Дьяк Власьев" пока нет комментариев