История первая:

КАК ВЕТЕРАН МОЛОДЕНЬКУЮ ДЕВЧОНКУ ПОДСТАВЛЯЛ…

Начало: http://starodymov.ru/?p=41546

Получив командировочное удостоверение и суточные на 30 дней по 3,5 руб. в сутки, что казалось неплохой прибавкой к нашей мизерной зарплате, мы дружной компанией отправились бороздить дальневосточные просторы*.

(Мои комментарии – в конце публикации: Н.С.)

Старшим группы назначен Васильев Пётр Кузьмич, отличный специалист со вздорным характером, он же и мой наставник в данной ситуации. Ничего не зная, первый раз выезжая на изыскания, мне «повезло» с объёмом работ и расстояниями, которые предстояло преодолеть. Прилетев в Читу, мы поняли, что там нас никто не ждал, и мест в гостиницах, соответственно, не забронировал. Стояла осень, середина сентября, и в 4 часа утра (приземлился самолет) в Чите мороз достигал 10°С, а днём значительно потеплело. Так мы сразу ощутили прелести местной природы.

Вечером нас всё же устроили в гостинице, а рано утром мы выехали на «газике» в сторону Улан-Уде по дорогам просёлочного типа (других там просто не существовало) – 400 км на обследуемую площадку.

Каково же было моё удивление, когда мы к вечеру доползли до пункта назначения, и я увидела у подножья сопки несколько машин-кунгов, полевую кухню и одну машину с приёмо-передающей аппаратурой (в которой меня и поселили), двух офицеров (старший лейтенант и лейтенант) и 15 солдат.

Утром следующего дня мы отправились «пробивать» трассу для ЛЭП-10 кВ, чтобы выдать задание топографам, получить технические условия в местных сетях и согласовать со всеми заинтересованными сторонами. Сопровождал нас старший лейтенант, который взял с собой автомат и несколько рожков с патронами. Я подумала: «Воображало; подумаешь, не видели мы, что ли, автоматов», тем более, что расстояние от площадки развертывания тропосферной антенны до точки подключения к ЛЭП-10 кВ составляло примерно 5 км.

Но я жестоко ошиблась: в тайге мы благополучно заблудились, не помогла нам карта, которую взяли с собой… К тому же пошёл дождь, стали опускаться сумерки и, как мы ни старались выбраться, ничего у нас не получалось. Стало совсем темно. Старший лейтенант уже расстрелял почти все патроны, надеясь, что нас услышат в лагере, но никто на помощь не приходил. Мы с Кузьмичом совсем загрустили: темно, сыро и голодно, да еще старлей пугает медведями и рысями. Развели несколько костров, решили, что до утра нам не выбраться. Но нам повезло – услышали лай собаки, поспешно загасив костры, мы быстренько, насколько это возможно в тайге, стали пробираться на этот лай. Мы-то думали, это населенный пункт, но выйдя на лай, увидели собаку, привязанную к мотоциклу и начало (или конец) дороги. По ней мы вышли. В лагере никто не спал – вернулись мы уже ночью, но всё же вернулись.

В течение недели на этой площадке мы работы завершили, на обратном пути машина удачно съехала в кювет и опрокинулась, но никто из нас не пострадал.

Васильев на следующую площадку, которая находилась в тайге между Кяхтой и Спасском Дальним, решил не ехать. Он отправился в Хабаровск, в штаб, а я с геологами – в Улан-Удэ. До пункта назначения добиралась одна, так как у ребят в Улан-Уде нашлась небольшая работа. От Спасска Дальнего – это день на автобусе. Прибыв в село, осмотревшись вокруг, далеко внизу у опушки леса я заметила знакомые машины. Радости моей не было предела – ведь я их нашла, что, вообще-то, подвергалось сомнению всеми*.

Направилась в их сторону, вот они уже близко – и прихожу в ужас: передо мной широкая река, и никакого мостика. Вот я их вижу, они там ходят, но не докричаться: всё же расстояние приличное. Сижу на берегу – хоть плач. Местная жительница пришла за водой, пригласила к себе, и ее друг на гусеничном тракторе Т-75 перевёз меня через реку – спасибо ему.

Иду – в пальто и туфельках, без головного убора, с портфельчиком – навстречу мне выезжает «Урал»-вездеход. Останавливается, из кабины спускается молодой человек без знаков различия – «Вы зачем, куда?»… Естественно, я задала вопрос, кто он.  Не моргнув глазом, он представился командиром, посмотрел мою командировку, позвал солдата, дал ему распоряжение устроить меня в свой кунг, и поехал дальше.

Пришли в расположение лагеря, выходит еще один без знаков различия, в тапочках. Тот же вопрос: «Куда, зачем?»… С ним разговаривать у меня уже не было желания, но пришлось… Оказалось, это и есть настоящий командир, а тот – просто шутник-солдат.

На этом мои приключения не закончились. Договорились с командиром о выделении мне сопровождающего и машины, и на следующий же день отправилась выполнять поставленную задачу. Точно не помню, на 6-й или 7-й день, утром – стук в дверь моего кунга; солдат так осторожно из-за двери мне сообщает о том, что он согрел водички умыться, так как холодно и выпал снег. Ну, думаю, очередной прикол. Открываю дверь и не верю глазам: снега по колено. Я же – в туфлях, идти нет возможности. В общем, дали мне сапоги кирзовые  45 размера, две пары портянок, которые не знаю, как закрутить, шапку-ушанку и рукавицы. В таком виде вместе со своей командой в тот же день поднимали на сопку станцию и антенну.

Закончив работу по данной площадке, возвращаюсь в Улан-Удэ, самолетом беру курс на Владивосток с посадкой в Хабаровске. Не передать, сколько было радости при встрече с Васильевым в самолете в Хабаровске. Все пассажиры обратили на нас внимание, ну еще бы: Васильеву тогда перевалило за 70 лет, а мне всего лишь 20 – теперь я понимаю, почему наша встреча удивила пассажиров.

Во Владивостоке – один из объектов на Русском острове. Поездка туда выпадает на субботу. Васильев отказывается ехать, я его уговариваю, садимся на паром. Начинает штормить – чем дальше, тем сильнее. Волны захлестывают палубу, в общем, приятного мало. Пётр Кузьмич мной недоволен – если бы не я, спал бы в гостинице, а не болтался в море. Как бы то ни было, но дошли мы благополучно, на берегу нас ждала машина, приехали на объект. В здании – испорчена дренажная система. На полу – вода. Кузьмич посмотрел: «Твоя идея ехать сегодня, делай!». Ну что же, что верно, то верно, обижаться не стоит. Добыли кирпичи, доски, принесли сапоги – помогли солдатики. Записала всё необходимое в блокнот, в том числе и размеры помещений… Можно возвращаться, но оказалось, что паром не ходит, так как шторм усилился. Нам предложили переночевать. Поднимаясь из здания по склону, мы убедились в неблагоприятных погодных условиях. Ветер буквально валил с ног. В приемно-передающей аппаратной, состоявшей из двух состыкованных машин, имелось только одно спальное место. Увидев это, Кузьмич сказал, что я должна оформить (т.е. начертить) все чертежи, чтобы завтра их подписали, а он пошёл спать. Все удивились, я сказала – «Да, конечно». И действительно считала это правильным решением. Утром нас встретило яркое солнце и полный штиль, мы благополучно вернулись во Владивосток*.

Улетала я одна. Кузьмич оставался ещё на несколько дней. Самолёт из аэропорта «Артём» вылетал в 6 утра. Денег у меня остаётся ровно 3 рубля: 1 рубль из них на автобус до «Артёма», 1 рубль от аэропорта до Москвы, остальное – метро, электричка до  г. Мытищи.

Я благополучно просыпаю, опаздываю на автобус до аэропорта, нахожу попутчика для поездки на такси, которое стоит 6 рублей, влетаю в самолёт последней, и облегченно вздыхаю, думая при этом, что из Домодедово в Мытищи, как-нибудь доберусь. «Займу, или, если повезёт, встречу наших». Наших встретила – геологов, они уже сидели на заднем сидении в автобусе, когда я подошла. «Мальчики! – воскликнула я, – дайте рубль на дорогу!»… В ответ раздался дружный смех, оказывается, они сами уселись без денег и без билетов. Мне повезло: молодой симпатичный, англо-говорящий молодой человек уступил мне свое место, пытался со мной о чем-то говорить, но поскольку я английский абсолютно не знала, мне ничего не оставалось, как мило улыбаться и кивать головой. В это время и прошла контролер, у меня ничего не спросив, а ребята её уговорили, и она их оставила. Так закончилась моя первая командировка молодого специалиста (1971 г.).

Дюльдина Е.П.

.

*Читая эти воспоминания, я просто диву давался, как можно настолько бессовестно относиться к юной сотруднице. Даже немного не так… Конечно, люди встречаются разные, и кто-то мог бы отнестись к обязанностям спустя рукава… Но как могли руководители этой организации сформировать группу таким образом, что девушка оказалась брошенной в самостоятельность без должной подготовки?.. Ей даже не объяснили, как одеваться-экипироваться в путь-дорогу: осенью в тайгу на изыскания – в туфельках и без тёплых вещей!..

Меня – молодого офицера – пару раз начальство отправляло в командировки, к которым я оказывался не готов (например: https://starodymov.ru/?p=2935 ). Но то я – мужчина и офицер!.. А тут – юная неподготовленная девушка!..

*О моей командировке в Читу: https://starodymov.ru/?p=19429

*Перечитайте, друзья, этот абзац! Девчонку отправили неведомо куда, хотя все сомневались, что она доберётся!..

Безвестные простые военные проявили о ней больше заботы, чем столичные интеллигентные коллеги.

О преклонении военных перед женщиной: https://starodymov.ru/?p=3332

*История приключений на о. Русский – из той же серии!.. Девчонка, конечно, слов нет, молодец, но каков же (воздержусь от уничижительных определений) её руководитель!..