РОМАНТИК ОТ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ

Поэтесса Елена Комашко как-то высказалась в его адрес:

- Насколько же он нас, женщин, идеализирует!.. Не такие ведь мы, не возвышенно воздушные, а самые земные…

Публицист и литературный критик Марина Переяслова выдала ему характеристику несколько иную, но в общем-то схожую:

- Светлый он человек. Через какие испытания прошёл – а душу незапятнанной сохранил…

Это они о Николае Иванове – военном журналисте, публицисте, писателе, драматурге.

Я Николая знаю давно, ещё по совместной службе в Туркестанском военном округе. Да и в дальнейшем судьба неоднократно нас сводила. За творчеством сослуживца слежу постоянно. И могу только присоединиться к сказанному выше. Такое трепетно-возвышенное отношение к Женщине, как у Николая Иванова, в жизни сейчас редко у кого встретишь. А уж на страницах современной литературы  романтичного преклонения перед женским образом и вовсе трудно сыскать.

Так что Николая Иванова можно смело включить в немногочисленную когорту последних романтиков уходящей (или уже ушедшей?) эпохи.

И вот я держу очередную его книжку, только что увидевшую свет – сборник рассказов «Семь нот любви». Их действительно ровно семь – вошедших в него произведений. Они все абсолютно разные, они ни в чём не совпадают между собой. Их объединяет только одно – все они рождены талантливым человеком.

Вообще писать рассказы труднее всего. Каким мастером нужно быть, чтобы в строго ограниченном формате суметь показать не только драматизм ситуации, но и вырисовать характер, суть человека! Ведь когда герой произведения совершает некий поступок,  мы, читатели, должны прочувствовать, почему он сделал именно так, а не иначе, какая внутренняя сила сподвигла его на то или иное деяние. Каждый рассказ – это роман в миниатюре. Если, конечно, он подлинный рассказ.

В тонюсенькой брошюрке Николая Иванова таких микророманов спрессовано именно семь.

Нет, конечно же, главное всё же не само по себе количество помещённых под одной обложкой произведений – это даже может выглядеть несколько претенциозно. Заслуга автора в другом. Он сумел в каждый рассказ из десятка всего-то страничек малого формата вставить совершенно внезапный ход-поворот. В каждом имеется некий фрагмент, подобный железнодорожной стрелке, который пускает дальнейшее развитие сюжета в неожиданном направлении. И такой сюжетный финт не выглядит инородным, искусственным вмешательством в сюжетную линию – вот в чём его ценность.

Я не хочу пересказывать рассказы, ломая интригу – Николай написал их слишком хорошо, чтобы поступать с ними столь безжалостно. Хотя очень хочется высказать свои суждения по поводу поступка российского офицера в бою Цхинвалом. И стучится в душе желание пройтись по поводу депутата, жаждавшего в горах Кавказа получить награду. И кипит восторг по поводу того, как ловко автор ввёл в заблуждение читателя в миниатюре «Вера. Надежда. Война»…

Нет, не стану.  Нехорошо будет.

И всё же не могу удержаться, чтобы не высказаться по поводу рассказа «Тузы бубновые». Даже не всего рассказа, а преамбулы к нему. Право же, эти три абзаца (именно три) – сами по себе уже законченное произведение. Этакая иллюстрация к нынешнему нашему бытию, злая насмешка над нами же, над собой же. Как же блестяще Николай изобразил картинку того, как трое находчивых мужичков зарабатывают тем, что за сходную плату перед объективами фотоаппаратов изображают Ленина, Сталина и Маркса. Вот право же, сколько раз я проходил мимо подобных оборотистых «двойников», и внимания особого не обращал – мало ли кто как у нас нынче зарабатывает. А вот прочитал данную миниатюру – и в душе всё перевернулось, вспучилось негативное к ним отношение.

…Как-то некий юморист пошутил, что стать музыкантом легче, чем писателем, потому что нот семь, а букв – за тридцать. Понятно, что это, как говорится, шутка юмора. А вот Николай Иванов попытался объединить эти несовместимые, казалось бы, понятия – нотный стан и алфавит. В результате и родились «Семь нот о любви», в которых смешалось так много всего: и героизм, и подлость, и жестокость, и нежность… И конечно же любовь – любовь во всех её проявлениях: материнская, к Родине, к армии… Извечная любовь к женщине…

И всё это под неизменной вуалью романтизма, без которого просто немыслимо творчество нашего современника писателя Николая Иванова.