Тракты Московского царства

Как мы блуждали, я не излагаю;

Мне сила свыше помогла, и вот

Тебя я вижу и тебе внимаю.

Данте Алигьери

(«Божественная комедия»)

Преодолевать расстояния по рекам на Руси принято издревле. Самые удобные пути!

Летом – под парусом или на вёслах, а зимой – по льду.

Морозы на Руси зимой крепкие, реки в основном спокойные, лёд нарастает прочный… Езжай, куда пожелаешь!..

Оно понятно, что и тут иной раз можно в полынью провалиться, да только что ж поделаешь – то как Господь рассудит!

Куда больше путников напрягает другая забота – уж больно извилист путь по реке. Иной раз и задумаешься: срезать-то, пусть и по бездорожью, не проще ли?.. Конечно, раз на раз не приходится, и по извилинам водного пути можно путь затянуть, а можно и посуху застрять…

Вот и протянулись по Руси-матушке тракты – словно лучи отходят они от стольного города. Прокладка и содержание их казне обходятся в немалые средства. Места вокруг Москвы всё больше болотистые, рек да озёр немало, опять же, овраги… Да что поделаешь! Приходится болота гатить, мосты перекидывать, насыпи устраивать… Каждую весну всё обновлять, потому как почвы здесь такие, что не держат дорогу, расплываются при каждой распутице… А и без дорог никак нельзя! Только пути-дороги делают из россыпи городов единую державу!

По каждому тракту на расстоянии полусотни вёрст один от другого устроены ямские станции. На каждой предписано содержать как минимум трёх лошадей в готовности в короткое время отправить в путь. Главное предназначение их – обеспечить скорость продвижения государевых гонцов. Ну или не гонцов, но обязательно государево распоряжение выполнить.

Ямская гоньба устроена по российским просторам прекрасно! Основу её организовали ещё во времена владычества на русских землях ордынцев, руководствуясь при этом требованиями, определённые ещё Чингисханом. Государевы распоряжения доставляются в любой конец государства стремительно, да и обратная связь работает бесперебойно. Даже тати придорожные державных гонцов предпочитают не трогать – и прибытка с них особого не добудешь, зато станешь государственным преступником, и тогда тебе никто не поможет, даже легендарное воровское братство…

Державные тракты, ямские станции, исправные лошади всегда содержатся в готовности… Ямской приказ за этим следит строго!.. Не дай Бог жалоба какая – то-то ж головы полетят!..

Уж как облизывались купцы, в первую очередь иноземцы, на гоньбу, чтобы приспособить её к своей выгоде, использовать станции и лошадей в своекорыстных интересах!.. Однако тут позиция великих князей и царей оставалась неизменной: ямская служба создана и существует исключительно для обеспечения государственной надобности! А все остальные услуги – только за наличный расчёт купца, или, скажем, мещанина.

Соответственно, при каждой станции имелся постоялый двор, где путники могли переночевать, церковь или хотя бы часовенка… При крупных – складские клети для бережения товаров… А то и торговые ряды… Баня, конечно – это уж непременно, русский человек без этого не может…

Трактир, разумеется, имелся, в котором путник мог не только подхарчиться, но и решить самые разные вопросы. Тут собирались и купцы, и паломники по святым местам, и кабацкие ярыжки, и торговцы краденым, и соглядатаи (что разбойных шаек, что Разбойного приказа), и срамные девки, и грамотеи, готовые составить любую бумагу, хоть честную челобитную, хоть подлый оговор, и беглые крестьяне, и попы-расстриги, не боящиеся за небольшую мзду совершить любой обряд, и тати, по которым уже давно виселица соскучилась, и сектанты-проповедники, и гонимые волхвы, и казаки, и стрельцы… Понятно, что не каждый день в таком составе они тут кутили… Однако ж при желании через целовальника, как правило, нетрудно было отыскать любого из перечисленных.

Имелось и помещение, в котором можно было запереть кого, кто пустился в путь не своей волей…

Вёлся на каждой станции и специальный журнал, в котором отмечалось, кто здесь останавливался…

Это ж только кажется, что человек может легко затеряться на просторах царства! По бездорожью особо не набродишься. На трактах у рогаток стражники дежурят. На постоялых дворах городовые стрельцы или казаки поинтересуются, кто ты, да откель и куда…

В любом деле нужна система!

В ямском деле – особенно!

(Из романа «Личный тать Его Величества»)

.

Ещё о ямских путях-дорогах: https://starodymov.ru/?p=34452