Елена ДОЛЖЕНКО

Как то нередко случается у творческих женщин, у Елены несколько имён. Но я позиционирую её всегда под одним, вынесенным в заголовок.

С Еленой мы знакомы давно, однако встречаемся относительно редко. Ну а на грядущее – кто знает.

Дело в том, что Елена сейчас увлеклась (или делает на неё ставку) драматургией, на сценарное творчество, на то, чтобы добиться успеха в киноиндустрии… Я же, со своей стороны, до недавнего времени по субъективным обстоятельствам несколько отошёл от активного участия в общественной жизни; и вот теперь намерен в неё возвращаться. Так что вероятность творческого содружества отрицать не приходится.

Но взялся я за подготовку данного текста отнюдь не для того, чтобы помечтать об эфемерном и призрачном будущем.

В этот раз мы с Еленой встретились в фойе Центрального дома литераторов на прощании с Владимиром Бояриновым. Конечно же, помянули добрым словом Владимира Георгиевича, поговорили о том, кто может стать его преемником…

Ну а потом перешли к делам насущным – как ни бестактно это звучит, жизнь продолжается, а творческая тем паче.

Елена подарила мне свою новую книжку – «Вне конкурса», в этот раз она избрала псевдоним Елена Леонтье. В сборнике – несколько произведений, в том числе сценарии. Пока не читал… Но главное – в другом.

Мы с Еленой поговорили об индивидуальности творческого процесса, о том, в чём заключается разница в выстраивании сюжета для художественного произведения письменного и для сценария кинофильма. О важности умения выстроить диалоги персонажей – и опять же о специфике их в прозе и в драматургии. О психологической составляющей действующих лиц. О разнице во взглядах и подходах к творческому процессу у авторов – мужчин и у женщин…

Это – о практической стороне творчества. А также – и об абстрактных вопросах процесса.

Зачем вообще человек пишет?.. Особенно сегодня, когда за это банально никто платить не хочет… Когда сегодня пишущих больше, чем читающих, когда количество людей, хоть иногда берущих в руки книжку обвально падает… Что же движет нами, авторами?..

О себе я могу сказать определённо: я обладаю некоторой суммой знаний, мыслей и суждений, которыми хочется поделиться с человечеством. Опять же, я – пенсионер, и могу себе позволить писать без малейшей надежды на гонорар (во всяком случае, делаю вид, что не мечтаю). Но не скрываю и того, что чувствую, что в современную жизнь уже не вписываюсь, что развивающаяся вокруг меня действительность – не для меня, что нынешняя Россия мне попросту непонятна.

…Я тоже презентовал Елене свою самую свежую книжку – «Доперст: Быть живым – страшно». Она сказала, что фэнтези – не её жанр, но постарается прочитать.

Позвонила уже на следующий день, и поделилась своими впечатлениями. В целом отозвалась хорошо, хотя допускаю, что это только дань вежливости. Похвалила за грамотность написанного (тут спасибо в первую очередь Исаю Иосифовичу Кацману и Нине Матвеевне Берковой). Сказала ещё несколько добрых слов – не стану пересказывать: ибо сие похвальба еси…

А вот о чём сказать считаю необходимым.

В своих произведениях я всегда стараюсь уделять максимум внимания психологической составляющей поступков героев. В жизни любой человек в какой-то момент может поступить нелогично и непоследовательно; и мы как-то понимаем – ну, сглупил человек, с кем не бывает. В книге или в фильме такой поступок требуется непременно обосновать – топорно или исподволь, это не принципиально, главное, что обязательно.

И вдруг Елена у меня спрашивает: а за что герой полюбил героиню?.. Она же просто курица, она неинтересна…

Вот такой вот поворот. Совершенно для меня неожиданный.

Прежде всего. Моё убеждение: если у читателя появляются вопрос, на который он не находит ответа, это вина автора. Когда читатель переворачивает последнюю страницу текста, у него вопросов к автору оставаться не должно – за исключением, понятно, тех случаев, когда автор сознательно оставляет финал открытым.

Так почему же герой влюбился в героиню?..  Сейчас я на эту тему рассуждать не стану – прежде всего, потому, что ты, дорогой мой читатель, эту книжку не читал, и тебе придётся рассказывать о вкусе халвы (или лимона), или на вербальном уровне рассуждать о разнице между квадратным и зелёным…

Но для себя заметочку в уме сделал: значит, не сумел объяснить.

В жизни ведь люди влюбляются неведомо по какой причине – а точнее сказать, вовсе без видимой причины. Вот чтобы расстаться, вот тут причина (и повод) требуется непременно.

…И второй вопрос, который мне задала Елена.

Я описал действительность, в которой оказался герой, в самых мрачных тонах. И он стремится вырваться из этой действительности в прекрасный мир, который он видел (или выдумал); и желает захватить с собой возлюбленную. Мне представлялось, что это совершенно правильный авторский ход

Моя собеседница попеняла, что я не предлагаю героям альтернативного варианта. Как я её понял: попытаться изменить жизнь здесь и сейчас, а не стремиться в неведомые дали.

Опять же: значит, я недостаточно чётко обосновал поведение персонажей книжки. На мой взгляд, тут всё просто и понятно: герой стремиться не в абстрактную неизвестность – он чётко знает место, куда ему хочется, и он ищет варианты, как туда попасть.

…Короче говоря, читательница высказала мне несколько суждений по поводу книги. И я за это ей от души благодарен.

.

Елена Долженко: https://starodymov.ru/?p=30491

Прощание с Владимиром Бояриновым: https://starodymov.ru/?p=41359

Откуда у человека жажда писательства: https://starodymov.ru/?p=29155

«Доперст. Быть живым – страшно»: https://starodymov.ru/?p=40826

Исай Иосифович Кацман: https://starodymov.ru/?p=28845

Нина Матвеевна Беркова: https://starodymov.ru/?p=2813

Почему человек любит: https://starodymov.ru/?p=40917

Логика произведения:  https://starodymov.ru/?p=30497