14 сентября 1902 года – родился Николай Камов,
советский авиаконструктор вертолётов.
Когда знакомишься с биографиями некоторых людей, оставивших выдающийся след в истории, складывается впечатление, что они с детства определили цель в жизни и последовательно к ней шли. У других – жизнь как жизнь: с поворотами, шатаниями, иной раз с поворотами назад, и непременно с ухабами… А вот у этих, с которых я начал – путь подчас и непростой, но прямой и едва ли не предопределённый.
Как вот у нашего юбиляра.
Николай Ильич Камов с парты коммерческого училища решил связать свою жизнь с авиацией, и последовательно шёл к осуществлению своей мечты.
Он стал самым юным в истории студентом (а потом и выпускником) Томского технологического института. В котором учился с легендарным в будущем пилотом Харитоном Славороссовым – они сидели за одной партой, а это уже само по себе говорит о многом.
По окончании института в 1923 году Камов отправился в Москву, где работал на предприятиях, на которых ремонтировали и обслуживали немецкие «юнкерсы». Юный инженер изучил машину, и подготовил проектную документацию на производство комплектующих для иностранной техники на отечественных предприятиях, что позволило «красному авиапрому» отказаться от закупок их за рубежом. Кроме того, внеся некоторые изменения в конструкцию германского самолёта, значительно улучшил его характеристики.
Некоторое время Камов работал в команде знаменитого авиаконструктора Дмитрия Григоровича, который специализировался на создании морских самолётов. Здесь он участвовал в создании новых образцов машин.
Здесь же вместе с конструктором Николаем Скрижинским (впоследствии работал в ЦАГИ, а затем заместителем Александра Яковлева в его КБ) построили первый отечественный автожир. Он назывался КАСКР-1 «Красный инженер».
Это сегодня мы знаем, что автожиры – тупиковая ветвь авиации…
Впрочем, в Подмосковье сегодня действует клуб любителей этого вида летающих машин, в парке которого имеется несколько аппаратов, на которых желающих даже могут покатать.
Но в былые времена, когда ещё не разработали поворотного редуктора для сопряжения двигателя и винта, о вертолёте в привычном нам понимании не могло идти и речи. 25 сентября 1929 года произошло знаковое событие: лётчик-испытатель Иван Михеев впервые в истории отечественной авиации поднял в небо автожир – читай: прототип вертолёта.
(К теме это не имеет прямого отношения, но коль уж речь зашла… Иван Михеев погибнет при испытании знаменитого самолёта «Максим Горький»).
Некоторое время Камов так и совмещал: работал над созданием морских цельнометаллических самолётов, и параллельно разрабатывал и совершенствовал автожиры. О том, насколько это ему удавалось, можно судить по факту, что автожир его конструкции участвовал в поисках и спасении экспедиции СП-1 – той самой, которой руководил Папанин.
В 1939 году в Советском Союзе создан завод по строительству автожиров. В 1940 году он перепрофилирован в завод вертолётостроения. Война не позволила реализовать задуманное… Директором и главным инженером завода стал Николай Камов, а его заместителем – Михаил Миль.
В разных источниках я встречал несколько версий того, кто, где и когда впервые произнёс слово «вертолёт». По одной из них впервые его использовал именно Николай Камов.
В 1948 году создано КБ Николая Камова, которое располагалось в подмосковных Люберцах. Особенностью «камовских» машин являлось и остаётся соосное расположение несущих винтов.
На протяжении десятилетий оно успешно конкурировало с КБ им. Михаила Миля. Недавно их слили воедино – насколько эта оптимизация пойдёт на пользу делу, не мне судить.
…Упокоился Николай Камов на Новодевичьем кладбище.
Пару лет назад в стране проводилась кампания по присвоению аэропортам страны имён выдающихся людей. Имя Николая Камова вполне закономерно присвоено Томскому аэропорту Богашёво.
.
Николай Камов и его КБ: https://starodymov.ru/?p=28098
Харитон Славороссов: https://starodymov.ru/?p=38119
Дмитрий Григорович: https://starodymov.ru/?p=32541
Михаил Миль: https://starodymov.ru/?p=31191
Экспедиция «Северный полюс-1»: https://starodymov.ru/?p=24779
Кто первый сказал «вертолёт»: https://starodymov.ru/?p=28956
Фильм про камовский вертолёт: https://starodymov.ru/?p=40575
Новодевичье кладбище: https://starodymov.ru/?p=27635
К записи "Авиация. Николай Камов – к 120-летию со дня рождения" пока нет комментариев