О ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПИСАТЕЛЯ

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=41074

Эта тема в наших беседах возникала неоднократно. Когда проскальзывала мимоходом, а когда мы обменивались мнениями довольно активно.

Причина проста: проблема слишком сложна и неоднозначна, и обращаются к ней люди, интересующиеся вопросами истории и психологии, постоянно.

Несколько лет назад я писал, что на телеканале «Спас» появилось несколько новых и очень интересных программ, которые – без сомнения – повысили на тот момент рейтинг канала. Сейчас он вновь вернулся в спокойные берега, стал интересным только для своих…

Так вот, по каналу в те времена еженедельно выходила авторская программа Аркадия Мамонтова «Следы империи». И хотя я изначально не согласен с позицией самого Аркадия в оценке Советского периода отечественной истории, смотрел передачу непременно.

С чего это я её вспомнил?.. Да просто всё. Автор и ведущий в одном лице нередко спрашивал у гостей: а вот как бы вы поступили на том или ином переломном этапе истории – поддержали бы государя или декабристов, «белых» или «красных»?.. И вот выходили к микрофону студенты и начинали рассуждать – кто искреннее, а кто в русле того, как следует отвечать здесь и сейчас.

На мой взгляд, такой путь обсуждения – от лукавого. Сегодня, сидя в уютной студии, после доброго обеда, перед объективом и аудиторией – как можно судить о том, как бы ты поступил в декабре 1825-го?.. В октябре 1917-го?.. В марте 1918-го?.. В кошмаре 1937-го?..

Сейчас мы говорим о писателях… В любые времена, и в советский период кратно, в России появлялись писатели и произведения, которые подвергались остракизму, или по меньшей мере осуждению со стороны официальных властей. Соответственно, в обществе непременно находились люди, как одобрявшие позицию гонимого автора, так и осуждавшие его.

Так вот, с теми, кто поддерживал осуждение, тут понятно… А вот чтобы в период осуждения того или иного автора встать и открыто вступиться за него, требовалось мужество. Только ведь при Сталине, при Хрущёве, при Брежневе уровень мужества требовался разный; тут, наверное, и разъяснений не требуется.

…Мы с Василием говорили о Марине Цветаевой. Он хорошо знает её биографию… И обратил внимание, что она повесилась от одиночества, от заброшенности, от того, что рядом не оказалось никого, кто поддержал бы поэтессу. Парадокс: Марина повесилась на верёвке, которую ей принёс Пастернак, конечно же, для совершенно иной цели – паковать вещи.

Но только ли окружающие повинны, если в сложную минуту творческий человек оказался в одиночестве?

Взаимоотношения между писателями, даже в спокойные времена – вообще сложная тема. Особенно в советский период, потому что идеология, книгоиздательство, гонорарная политика, литературная критика – всё подчинялось государству в лице Союза писателей.

Не так давно я подготовил и опубликовал небольшой текст о Фадееве. В моём представлении, его можно считать едва ли не самой трагической фигурой в советской писательской элите: он искренне считал коммунистическую идею правильной, он искренне считал, что авторы в СССР должны создавать произведения полезные для строя, он искренне считал творчество своих товарищей по цеху инструментом в деле воспитания нового человека… Но при этом не мог не видеть перекосы в реализации этих прекрасных идей…

Он всю свою деятельность подчинил служению строю – и в связи с этим в конце концов оказался в тупике. Из которого выбрал тот же путь, что и Цветаева. И так случается: жизненный путь они прошли абсолютно разный, а вот точку в нём поставили одинаковую.

Ну и ещё один момент… Гражданская позиция ведь может проявляться по-разному… Можно выступить за точку зрения – одобренную свыше, выгодную, удобную, подсказанную руководством; не принципиально, какую, главное выступить… Можно выступить против… И при этом «против» может оказаться разным: когда тебе это чем-то грозит, или когда делается это всего лишь эпатажа ради… А можно промолчать с глубокомысленным видом – тоже позиция… Даже голосовать можно по-разному, в зависимости от того, тайное это голосование, или придётся руку при всех поднимать, обозначая всё же позицию…

…А теперь… Про гражданскую позицию писателя в период Советской власти мы немного поговорили. А что же ныне?.. Казалось бы: сейчас – полная свобода, что хочешь говори и пиши… Критикуй Советскую власть сколько хочешь!..

А вот нынешнюю политику – тут сначала изучи законы и подзаконные акты, чтобы знать, до каких пределов эта свобода слова распространяется, какие существуют информационные поля, на которые с критикой лучше не соваться.

…Друг мой читатель!.. Ты, наверное, обратил внимание, что данная публикация о наших с Василием Заболотним беседах практически полностью построена на моих личных рассуждениях. Причина проста: тема скользкая, и потому я говорю от своего имени. Но Василий со мной согласился в пункте, что гражданское мужество от писателя в разные периоды истории требовалось разное. Ну а более подробно об этом – быть может, ещё и вернусь.

У нас, книгочеев, всегда найдётся о чём поговорить.

.

Гражданская позиция писателя: http://starodymov.ru/?p=24247

Марина Цветаева: http://starodymov.ru/?p=41060

Александр Фадеев: http://starodymov.ru/?p=39505