2.
Начало: https://starodymov.ru/?p=40720
Лев Николаевич пришёл к выводу, что нация (этнос) сродни живому организму – имеет фазы рождения, взросления, зрелости, старости и (увы!) смерти. В среднем этнос, по его мнению, живет 1,5–1,8 тысячелетия. Это в среднем. Бывает, что этнос погибает в юности, едва родившись – под воздействием природных катаклизмов или под мечами более агрессивных соседей. Бывают, конечно, и этносы-долгожители – как правило, дольше отведённого срока живут народы, у которых нет агрессивных соседей.
Исключение составляет только один-единственный народ – евреи, речь о которых ещё впереди.
Можно возразить: а как же египтяне, скажем, или китайцы? Они-то существуют уже несколько тысячелетий!.. Так-то оно так, да не совсем. Понятия нации, государства, географическое название вмещающей территории отнюдь не являются тождественными на протяжении тысячелетий.
Взять ту же Грецию. Полуостров Пелопоннес остаётся одним и тем же. Но можно ли утверждать, что древние спартанцы и афиняне, византийцы, нынешние греки – это один и тот же народ? Конечно же, нет! Можно ли сказать, что нынешние жители Ирана и Ирака тождественны вавилонянам? Что жители Казани и Улан-Батора – один и тот же народ?..
Для образования нового этноса, по мнению Гумилёва, необходимо два фактора. Один очевиден и прост: народ-младенец рождается только при слиянии двух или более других народов. Скажем, болгарская нация родилась от слияния обитавших на Балканах славянских племен и пришельцев с Кавказа. Обитавший в предгорьях Кавказа народ дал жизнь трем народам: нынешним балкарцам, нынешним болгарам, а также волжским булгарам, которые, будучи позднее покорены монголами и слившись с ними, стали предками нынешних казанских татар.
И так – какую нацию ни возьми: среди её предков обязательно имеется несколько прародителей.
Но само по себе наличие на одной территории нескольких племён разных корней ещё не гарантирует их слияния и рождения новой нации. Вот тут мы и подходим к центральной идее теории Гумилёва.
Для того, чтобы возник новый народ, необходим некий импульс, который Лев Николаевич назвал пассионарным толчком. Под этим термином учёный понимал явление, когда на относительно небольшой территории на протяжении короткого отрезка времени вдруг рождалось большое число людей, готовых к самопожертвованию ради неких, пусть даже абстрактных или иллюзорных, идеалов. Гумилёв вывел понятие «пассионарности» от латинского «passio» (страсть). Этим людям тесно в рамках привычных устоявшихся форм общежития. Их влечет куда-то страсть – к знанию, к подвигам, к самоутверждению. Это качество передается по наследству, с каждым последующим поколением понемногу ослабевая.
Гумилёв считал возникновение пассионарности микромутацией, происходящей под влиянием неких космических факторов. Но природу этого явления объяснить не смог. По этой причине его оппоненты считают неверной всю теорию.
Что тут скажешь? А кто смог объяснить природу электричества? Притяжения? Магнетизма?.. Но это же не может служить причиной отказа от того, чтобы признавать их существование!
Итак, на некоторой территории происходит пассионарный толчок. Здесь рождается много людей, изначально, от природы готовых к подвигу. Им нужна только чья-то объединяющая воля, какая-то идея, ради которой стоит жертвовать – собой или другими, неважно! Люди активные, они выделяются на фоне своих вялых и самодостаточных соплеменников, чем привлекают внимание женщин, которые по природе своей тянутся к сильным самцам. В результате в течение полувека на свет появляется целая плеяда людей, жаждущих активного действия. И они готовы подхватить любую идею, которая имеет достаточно громкое звучание.
Одна из самых замечательных книг, которые автору довелось прочитать – «Имя розы» Умберто Эко. Лучше иллюстрации для приведенного выше тезиса не придумаешь. В романе юный послушник XIII века просит учителя разъяснить разницу между истинной католической верой и еретическими заблуждениями. В результате долгой беседы послушник понимает, что этой разницы практически нет, а если есть, то она попросту эфемерна. И вот из-за этой незримой разницы в трактовке тех или иных положений религии люди шли на костер инквизиции, отправлялись в паломнические походы за тридевять земель, уничтожали друг друга в войнах и восстаниях.
Да что там европейское Средневековье! Вспомним наших староверов! Сами себя сжигали в скитах, лишь бы не креститься тремя перстами!
.
Умберто Эко: https://starodymov.ru/?p=20933
Протопоп Аввакум: https://starodymov.ru/?p=40250
К записи "Как я понимаю пассионарность. Часть 2. Сколько живёт этнос" пока нет комментариев