5 мая 1972 года – умер Мартирос Сарьян,

армянский художник.

У каждой нации есть некая особенность, присущая если не всем, то значительной части её представителей. У армян к этим качествам я бы отнёс такие: высокая мобильность, способность легко адаптироваться в новой этно-культурной среде, умение наладить прибыльное дело, опять же, в чуждой, казалось бы, среде, и при этом сохранять свою обособленность, свою самоидентификацию, не смешиваясь с местным населением. Есть такая характеристика: армянин хочет жить где лучше, а умереть и упокоиться в Армении.

Так вот, некогда Великая Армения со временем захирела, распалась и оказалась под пятой исламских соседей – подпадая под владычество то Персидской, то Османской империй. Именно на ту пору приходится период максимального рассеивания армян по белу свету.

Нация работящая и торговая, армяне во многих странах Старого Света образовали свои диаспоры. В частности, на территории Крымского ханства. Опять же, нация работящая и торговая, они неоднократно подвергались гонениям со стороны местного чиновничества и религиозных ортодоксов…

И вот в середине XVIII столетия Российская империя в лице государыни Екатерины II решила взять их под свою защиту. В Бахчисарай отправился русский генерал Александр Суворов, который и решил вопрос с местным ханом: армяне получили право на выезд. Россия предоставила им для заселения Северное Причерноморье, где армяне основали много населённых пунктов, а в уже существовавших городах образовали влиятельные диаспоры.

В числе других в Россию приехали предки Мартироса Сарьяна. Через некоторое время они обосновались в Ростове-на-Дону.

Мартирос родился в 1880 году. С детства проявился его дар художника. Учился живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе у Валентина Серова и Константина Коровина.

Совершил творческую поездку за границу, в ходе которой посетил Иран, Турцию, Египет. А позднее и Париж, где его картины выставлялись в галерее Жерар (впоследствии эти полотна как-то нелепо погибли – в пожаре на корабле, который вёз их в Советскую Россию). Принимал участие в оформлении «Антологии армянской поэзии», которую сформировал Валерий Брюсов.

После Революции постепенно становится одним из ведущих художников Армении. Пишет в основном пейзажи, виды природы, натюрморты, а также портреты видных соотечественников.

Между прочим, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, несмотря на то, что писал картины в основном в стиле символизма и фовизма (только не спрашивайте, что это такое – не разбираюсь я в этих отклонениях от классики; да и не люблю их, не понимаю и не принимаю за редким исключением). Принимал участие в разработке Герба Армянской ССР.

А также принимал участие в создании армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону, директором которого некоторое время служил. И ещё принимал участие в спасении армянской церкви в том же Ростове…

О судьбе и творчестве художника можно говорить много, да только считаю, что картины нужно видеть, а не пересказывать их содержание. Но я отмечу ещё только один факт.

Сарьян написал сколько-то портретов современников. Но грянул период Большого Террора, и из музеев начали изымать для уничтожения картины с ликами «врагов народа». Изъятию подлежала и дюжина полотен кисти Сарьяна. Так вот, сотрудники музея сумели спрятать один подлежавших сожжению портретов – Егиша Чаренца. Право, в моих глазах этот поступок свидетельствует о том, что искусствоведы увидели в нём подлинное искусство!

.

Переселение крымских армян: http://starodymov.ru/?p=26933

Екатерина II: http://starodymov.ru/?p=35625

Александр Суворов, я о нём писал много, и вот только одна публикация: http://starodymov.ru/?p=36011

Валентин Серов: http://starodymov.ru/?p=39362

Константин Коровин: http://starodymov.ru/?p=39253

Егише Чаренц: http://starodymov.ru/?p=697