Главный идеолог Вооружённых сил

Первая часть: http://starodymov.ru/?p=39381

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39425

Александр Щербаков на пост начальника Главного политического управления Красной армии назначен 12 июня 1942 года. Через полгода после вступления в должность Сталин присвоил Щербакову сразу звание генерал-лейтенанта… (Напомню, что до того Щербаков служил только в Красной гвардии в годы Гражданской – совсем ещё мальчишкой).

Он сменил на этом посту Льва Мехлиса.

В данном выступлении не место обсуждать деятельность Льва Мехлиса. Отмечу только, что Лев Захарович зарекомендовал себя личностью весьма одиозной. И в деятельности на посту главы идеологического ведомства Красной армии всё больше делал упор на крайне жёсткие методы партийного руководства. А после провала Керченской десантной операции курировавший её от Ставки Мехлис и вовсе лишился того кредита доверия со стороны Сталина, которым пользовался до сих пор.

Таким образом, на пост начальника Главного политического управления Красной армии Сталин и назначил Щербакова, показавшего, на что он способен, руководя работой Совинформбюро. Опять же, на всякий случай напомню, что руководство Военно-морским флотом имело свою структуру, и здесь во главе Главного политического управления стоял комиссар, затем генерал береговой службы Иван Рогов. С точки зрения формальной военной иерархии они занимали вроде как равные должности, однако Щербаков при этом являлся секретарём ЦК по идеологии, так что реально положение Рогова получалось подчинённым.

Следует обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Вскоре после назначения Щербакова на указанный пост, в октябре того же года в Красной армии прошла реорганизация, в результате которой на смену институту комиссаров введена структура заместителей командиров по политической части. И это не просто смена вывески – в армию возвращалось строгое единоначалие.

…В связи с новым назначением на Александра Сергеевича навалился новый огромный пласт обязанностей. Рассказать обо всех попросту невозможно. Вот лишь некоторые направления.

Прежде всего, требовалось организовать работу по кардинальному повышению профессионализма фронтовых политработников.

Одним из первых документов, который подписал Александр Щербаков в новом качестве, стала Директива от 23 июня 1942 года о разъяснении в войсках Сообщения Совинформбюро «Политические и военные итоги года Отечественной войны». Конечно, можно ухмыльнуться: мол, пришёл руководитель информационного агентства – и тут же даёт указание подчинённым политорганам развернуть работу вокруг поднятого этим ведомством вопроса. Однако на деле всё вполне оправданно. Фронтовая практика показывала, что нередко комиссары, значительную часть которых составляли призванные из запаса и не имевшие практического опыта деятельности в условиях современной войны люди, попросту не знали, чем заниматься, как реально проводить и на чём выстраивать конкретную работу с личным составом. Щербаков, сформировав за минувший год действенную корреспондентскую сеть, на основании получаемой информации хорошо представлял себе истинную ситуацию в Действующей армии. И, возглавив Главное Политическое управление РККА, тут же занялся перестройкой всего комплекса партийно-политической работы.

Великая Отечественная война к этому моменту длилась уже ровно год. Так почему же новому начальнику не начать работу с обобщения опыта, накопленного за минувший период?..

Знаменитый сталинский лозунг «Кадры решают всё!» актуален во все времена. Но в период социальных катаклизмов, в период великой войны он обретает особую значимость. Понимал и признавал это и Щербаков.

Потому вскоре после вступления в должность он издаёт приказ о формировании в тылу резерва политсостава, об обучении будущих фронтовых политработников практической деятельности на основании реального боевого опыта. Непосредственно в распоряжение Военных советов фронтов передавались такие структуры, как Курсы усовершенствования политсостава, что позволяло качественно поднять уровень подготовки специалистов идеологического фронта.

Вообще подготовке и воспитанию кадров, их перемещениям и практической работе Щербаков и сам уделял самое пристальное внимание, и жёстко требовал того от подчинённых. В выходивших из его ведомства документах содержится анализ, сделанный на конкретных примерах, пофамильно, того, когда перемещение политработников по должностям производилось без достаточных на то оснований, без какой бы на то необходимости.

Особого внимания заслуживает Приказ Главного Политического управления РККА №0219 от 10 июля 1941 года «Об образовании Управления агитации и пропаганды ГЛАВПУ РККА». Начальником Управления стал бригадный комиссар (впоследствии генерал-полковник) Иосиф Шикин.

Согласно Приказу, в Управление входило несколько отделов: агитации; пропаганды; печати; культурно-просветительских учреждений; академий и вуз; снабжения культпросвет-имуществом… Кроме того, в штат Управления входили редакции журнала «Агитатор и пропагандист Красной армии» и «Блокнота красноармейца-агитатора».

О деятельности каждого направления можно рассказывать много. И каждое требовало внимания и контроля со стороны начальника. Вот буквально по несколько примеров по каждому направлению.

По линии Отдела агитации предписывалось, в частности, организовать разъяснительную работу с личным составом по приказу №227 («Ни шагу назад!»); организовать просмотр документального кинофильма «Ленинград в борьбе»; в войска рассылался список утверждённых руководством лозунгов…

По линии Отдела пропаганды проводилась поистине грандиозная работа. Пропаганда в годы войны вообще явление очень многоплановое. И вполне понятно, что в деятельности Александра Щербакова она занимала важное место. Как начальник Совинформбюро он уделял внимание этому вопросу в более полном объёме, а как начальник Главного политического управления РККА – из этого общего объёма вычленял только часть, касающуюся Вооружённых сил.

Позиция Щербакова по поводу военной печати ярко выражена в Директиве №191 от 31 декабря 1942 года «Об использовании художественной и политической литературы, издаваемой ГЛАВПУ РККА»: «Распределение литературы – это не техническое, а политическое дело первостепенной важности».

Вот лишь несколько численных показателей – вполне понятно, усреднённых. В годы войны армия получала до двадцати миллионов экземпляров центральных газет и до миллиона журналов ежемесячно. Непосредственно в Вооружённых силах выходило четыре центральных, 19 фронтовых и флотских, 103  газеты армейских и флотилий; общий их тираж составлял до 3,5 млн. экз. Кроме того, в каждой дивизии трижды в неделю выходила многотиражная газета соединения…

Таким образом, разовый тираж ежедневный тираж газет, которые выходили только на фронте, составлял до полутора миллионов экземпляров.

Причём, газеты выходили не только на русском языке, но и на языках ряда народов СССР.

Повторю мысль, которая прозвучала выше: в формировании корреспондентской сети сказался факт, что Щербаков лично знал деловые и личные качества писателей. К работе в качестве корреспондентов центральных и фронтовых газет привлекались литераторы, благодаря чему средства массовой информации пользовались огромной популярностью.

Но это ещё не всё. Выпуск газет, журналов, брошюр, книг требовал бумаги, типографской краски, шрифтов, специального оборудования. Всё это выпускалось в годы войны, наряду с танками, самолётами, боеприпасами. В осаждённый Ленинград, вместе с продуктами и военным имуществом доставлялись и всё необходимое для выпуска печатной продукции. Поразительный факт: в блокированном городе выпустили великое «Слово о полку Игореве», и распространяли среди бойцов, наряду с Памятками красноармейцу…

Информация, которая поступала из Действующей армии, анализировалась всесторонне. И по возможности руководство старалось удовлетворить потребности фронта не только пищей телесной. На фронт в больших количествах поступали, скажем, песенники, составленные на основании как раз запросов фронтовиков. Массовый призыв военнослужащих запаса в Действующую армию выявил такую неожиданную проблему, как нехватка музыкальных инструментов… И в короткое время пришлось изготовить и направить в войска тысячи гармоний и баянов.

В ведении Главного политического управления находилась деятельность театров Красной армии, а также фронтовых концертных бригад, фронтовых театров. Это поразительно, но ведь факт! В осаждённом Ленинграде продолжали действовать театры. В их репертуаре, в частности, шла пьеса «Под липами Берлина», в которой зрители видели Победу над Германией.

О пропагандистской, политической работе в осаждённом Ленинграде следовало бы рассказать особо. Но в данный момент можно ограничиться только несколькими фактами. Вспомним, как в осаждённом городе исполнялась знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, какое грандиозное впечатление произвёл этот факт на советских граждан. Ну и ещё вспомним о серии футбольных матчей, репортажи с которых вселяли уверенность ленинградцев в то, что город выстоит…

Всё перечисленное происходило по инициативе или с одобрения Главного политического управления; и этот список можно продолжать ещё долго.

…Рассказать в деятельности Александра Сергеевича Щербакова в должности Начальника Главного Политического управления Красной армии в одном выступлении невозможно.

Помимо названных направлений деятельности он курировал, скажем, работу с эвакуированными от войны гражданами. Он же занимался обеспечением Центрального штаба партизанского движения печатной продукцией и техническими средствами пропаганды для отправки в тыл врага. Он организовывал работу по направленной на врага пропаганде. Равно как и с Комитетом «Свободная Германия», который сформировался из пленных гитлеровцев.

.

Приказ «Ни шагу назад!»: http://starodymov.ru/?p=25253

Литература в годы Великой Отечественной войны: http://starodymov.ru/?p=31063

О писателях-фронтовиках: http://starodymov.ru/?p=35586

О музыкальных инструментах для фронта: http://starodymov.ru/?p=38388

Центральный штаб партизанского движения: http://starodymov.ru/?p=37995