1 октября 1941 года – Ростислав Алексеев защитил дипломную работу, которая «приближалась к докторской диссертации».
Правда, время стояло такое, что было как-то не до новых изысканий – обращаю внимание на год события. Так что сразу после защиты Ростислава Евгеньевича направили на завод «Красное Сормово» на производство танков Т-34…
Считавший, что его наработки могут принести значительную пользу фронту, Алексеев направил письмо руководству Военно-морского флота с предложением воспользоваться его идеей и начать строительство скоростных катеров на подводных крыльях для борьбы с гитлеровскими подводными лодками. Однако получил две резких отповеди – от главного флотоводца страны адмирала Николая Кузнецова, а также от Технического отдела Наркомата ВМФ. Если предельно кратко выразить их суть, можно сказать так: парень, занимайся своим делом, и не беспокой компетентных людей своими безграмотными изысками.
Хотя, кто знает, возможно, суда на подводных крыльях вполне могли бы пригодиться и в той войне.
Но мы речь ведёт об истории реальной, а не альтернативной.
…Итак, о предыстории идеи. За некоторое время до описываемых событий Ростислав Алексеев прочитал статью о том, как поток воды влияет на погружённую в него пластину. Читали статью многие, а вот о том, что выкладки автора можно применить на практике, задумался, по всему выходит, один Алексеев. Опытный и авторитетный яхтсмен, которому принадлежало несколько всесоюзных рекордов в данном виде спорта, он много времени и внимания уделял усовершенствованию корпусов плавательных средств, размышлял о том, как сделать их максимально обтекаемыми, увеличивая тем самым скорость… Потому сразу оценил перспективы, которые сулили приведённые выкладки.
Идея насколько захватила его, что он именно ей посвятил свой дипломный проект. Провёл множество опытов, придавая им математическое обоснование, сопроводил описание рисунками…
Казалось бы, это ж очевидно: если поднять корпус судна выше поверхности воды, оставив погружённым только несущее крыло, скорость его резко возрастёт, а расход топлива сократится…
Вот об этом Алексеев и вёл речь в дипломной работе «Глиссер на подводных крыльях».
Комиссия высоко оценила перспективу. Однако осенью 1941 года перед наукой и промышленностью задачи стояли несколько иные.
…Все мы знаем о бутылках с зажигательной смесью, которые в какой-то момент стали серьёзной угрозой для гитлеровских танков – это в условиях, когда остро не хватало пушек, а противотанковые ружья только начали поступать в войска… А знаете, кто придумал, как добиться самовоспламенения смеси?.. Совершенно верно: Ростислав Евгеньевич. Допускаю, что таких системы существовало несколько, и что на каждом заводе применялся свой способ – не могу утверждать наверное, но думаю, так и было. Но бутылки, шедшие на фронт с завода «Красное Сормово», снабжались именно этими – разработки Алексеева.
…А к своему катеру он вернулся в 1943 году. Война повернула к Победе… И один из руководителей завода вспомнил (или напомнил кто): мол, у тебя, говорят, имелся интересный проект – так и займись им, пора думать о будущем…
Впрочем, это уже история и в самом деле для будущего.
.
К записи "Флот: нереализованные проекты. Восемьдесят лет назад Ростислав Алексеев предложил концепцию нового катера" пока нет комментариев