ИЗ ГУЛАГА – НА ФРОНТ

12 июля 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, который предусматривал возможность мобилизации на фронт некоторых категорий заключённых. А именно: разрешалось призывать в Действующую армию заключённых, осуждённых за незначительные преступления, получивших срок до пяти лет заключения, и которые добровольно написали соответствующее заявление.

В 1941 году (и до осени 1942 года) в Красной армии никаких штрафбатов ещё в помине не имелось, так что вчерашних зэков направляли непосредственно в воюющие части. Отправляли, между прочим, своим ходом, выдав проездные документы и справку об освобождении…

Если учесть, что в местах лишения свободы на тот момент пребывало примерно полтора миллиона человек, мобилизационный резерв тем самым открывался неплохой. Хотя это не значит, что все освобождённые по данному Указу тут же отправляли в окопы. Под освобождение подпадали также женщины, в первую очередь беременные, специалисты некоторых профессий, необходимых для промышленности, учащиеся профобразования…

Так что всего за годы Великой Отечественной войны система ГУЛАГ передала Красной армии около миллиона человек.

Следует подчеркнуть, что на тех, кто «сидел» по пресловутой 58-й, Указ не распространялся.

А ведь многие из них пошли бы воевать – в том нет сомнения, и воевали бы достойно!..

Ну и напомню, что легендарный Владимир Васильевич Карпов попал на фронт именно из мест лишения свободы благодаря этому Указу. Хотя ему-то как раз «светила» 58-я…

Тема того, как на фронт попадали вчерашние зэки, иногда мелькает в фильмах о войне. Я не говорю, конечно, о мерзости, которой сейчас столько выплёскивается на экраны, а о картинах, более или менее пристойных. Как, например, «На безымянной высоте», «Последний бронепоезд» или «Дед Морозов»…

.

Штрафные подразделения: http://starodymov.ru/?p=25253

Владимир Карпов: http://starodymov.ru/?p=25311

«Дед Морозов»: http://starodymov.ru/?p=33501