10 июля 1941 года – началась оборона Смоленска.

Оборону Смоленска можно считать первой серьёзной пробуксовкой гитлеровской военной машины за всё время… До того вермахт если и наталкивался на активную оборону (как, например, под Вестерплятте, в Греции или Югославии), справлялись с ней максимум за неделю. А тут… Тут гитлеровцы застряли надолго, на целых два месяца, что позволило использовать столь драгоценное время на подготовку к обороне Москвы; да и вообще на лихорадочную перестройку промышленности, да и вообще жизни страны под нужды военного времени.

Однако это мы можем сказать только из будущего. А настоящее на начало июля 1941 года оставалось ужасным. В первых числах месяца гитлеровцы завершили разгром Белостокской и Минской группировок Красной армии, оказавшихся в окружении. Только пленными мы потеряли 328 тысяч человек. К 9 июля вермахт захватил Житомир, Витебск, Псков… 11 июля войска под командованием генерал-полковника Гейнца Гудериана под Могилёвом форсировали Днепр.

Но центральные события кампании разворачивались в районе Смоленска. Что и говорить, этот город всегда имел особое, едва не сакральное, значение в представлении нашего народа о безопасности столицы.

Согласно изначальному замыслу Директивы №21 гитлеровским войскам предстояло прокатиться по направлению Минск–Смоленск–Москва с темпом наступления как в Европе. Остановок на этом пути не предусматривалось – после разгрома приграничных группировок план «Барбаросса» авансом предлагал считать Красную армию уничтоженной.

Однако на подступах к Смоленску произошёл первый серьёзный сбой в реализации плана. Название Буйничского поля навечно останется в летописи Великой Отечественной войны.

16 июля танки Гудериана ворвались в Смоленск с юга. Далее в течение последующих нескольких суток отдельные районы города по несколько раз переходили из рук в руки. Особенно яростные бои шли за переправы через Днепр.

17 июля на командный пункт Западного фронта прибыл генерал-майор Константин Рокоссовский. Понятно, что поступившими в распоряжение талантливого военачальника силами коренным образом изменить ситуацию не представлялось возможным. Однако же активизация деятельности оборонявшей город группировки вынудила противника вводить в бой новые и новые силы…

В конце концов отступить, оставить город таки пришлось. Руководство страной придавало этому трагичному факту такое значение, что было принято решение в сводках Совинформбюро об этом не сообщать. Надеялись: быть может, ещё удастся отбить город!..

Не удалось…

Однако столь драгоценный месяц выгадали!

…Западнее города в «котле» оказались две советские армии – 16-я и 20-я, всего до 180 тысяч человек. Казалось бы, уничтожение окружённых пойдёт по привычному уже, не раз опробованному, сценарию…

Однако… Неприятным сюрпризом для гитлеровских стратегов стало то, что теперь уже войска не паниковали, не метались в окружённом пространстве, не сдавались толпами, как это нередко случалось в первые дни войны, а повели правильное сражение в окружении (звучит, быть может, несколько кощунственно, но военная наука предусматривает и такой вид боя). В течение десяти суток дрались окружённые войска, не позволяя основным силам врага продвигаться дальше.

Тем временем на пути к Москве спешно формировались два фронта – Центральный и Резервный. Возводились глубокоэшелонированные оборонительные рубежи – этот факт активно используют кинематографисты…

И одновременно производились попытки деблокировать окружённые соединения. В конце концов, остатки окружённых частей вырвались-таки из «котла», что убедительно свидетельствовало: учимся воевать – на своих ошибках, на собственной крови, но учимся!..

…Несмотря на то, Смоленск оставили, оборонительные бои на данном участке Советско-германского фронта продолжались ещё месяц – до начала сентября. Так что утверждение, что ни одно сражение до того не задерживало гитлеровские войска на столь длительный срок, не подлежит сомнению.

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=37995

Буйничское поле: http://starodymov.ru/?p=31152

Константин Рокоссовский: http://starodymov.ru/?p=34041

Смоленская икона Божьей Матери: http://starodymov.ru/?p=34896