18 июня 1681 года – родился Елисей (Елиазар) Церейский,

известный как Феофан Прокопович.

Сподвижник и единомышленник Петра Великого, он, будучи епископом Русской православной церкви, возглавляя Священный Синод РПЦ, интересы государства ставил выше интересов Церкви.

Надо сказать, что Феофана можно считать чрезвычайно разносторонне одарённым человеком, мыслителем. Он писатель и поэт, он математик и философ, переводчик и публицист…

Впрочем, с биографией и воззрениями этого неординарного человека каждый может ознакомиться сам. А меня вот что интересует…

Как относиться к людям, которые берут на себя смелость и ответственность иметь собственную точку зрения на те или иные общепринятые церковные каноны? Имею в виду не прихожан, а церковных иерархов.

Некоторое время назад по каналу «Спас» шла передача «Не верю!», которую я смотрел с большим интересом. Сейчас её что-то не нахожу в «сетке», надеюсь, возродится.

Так вот, в ней принимали участие священники разных формаций: и схоласты, которые лишь повторяли зазубренные в семинарии цитаты, и сторонники более свободных взглядов. Вполне понятно, что передачи с участием вторых было интереснее. Однако ж и возникал вопрос: а до каких пределов им дозволена вольность воззрений?.. И каковы для них могут оказаться последствия в случае, если они допустят высказывания, выходящие за рамки дозволенного официальной Церковью?.. До каких пределов священник имеет право на собственную трактовку Священных текстов и событий Священной истории?..

Но это – сегодня. В эпоху всеобщего брожения умов и повального стремления к пересмотру привычного.

А вот во времена оны…

Ведь во времена, в которые жил Прокопович, выступить против некоторых общепринятых канонов церковной жизни представлялось довольно смелым шагом. Это какой убеждённостью в своей правоте приходилось обладать реформатору, чтобы сказать всей взрастившей его системе: ты, матушка, неправа, и именно я являюсь носителем истины!..

Конечно, Феофану Прокоповичу повезло. Ему не пришлось в одиночку и изнутри выступать за реформирование Русской православной церкви. Ему оказалось достаточным поддержать царя-реформатора, который начал крушить всё старое, в том числе и отечественную религию. Их видение будущего РПЦ совпали, и им обоим в этом отношении повезло. (Повезло ли самой Церкви – вопрос, ну да это не тема для данной публикации). Царь отменил Патриаршество, и в церковной верхушке нашлось несколько иерархов, которые Петра в этом вопросе активно поддержали.

Но я вот думаю. А кто же был прав в данном вопросе с точки зрения самого Божественного установления?.. Это же люди, твари земные (по церковной терминологии) вводят патриаршество, отменяют его, учреждают Синод, подчиняя ему всю церковную вертикаль, или реформируют его… Но кто знает, чего хотят Небеса, какими они видят земную Церковь?..

Прокопович пешком прошёл всю Европу. Принял униатство, в Риме обучался в иезуитском учебном заведении… Однако потом вернулся в православие, оставаясь при этом сторонником идеи, что Церковь нуждается в реформировании. Между прочим, он являлся поклонником идей Френсиса Бэкона и Рене Декарта…

…Вот у такого человека сегодня юбилей.

.

О реформах Петра относительно Церкви: http://starodymov.ru/?p=36141

Об униатстве: http://starodymov.ru/?p=36917