Герой Советского Союза

РОДИОНОВ

Сергей Иванович

11.09.1920 г. – 9.12.1989 г.

По заказу одного издания я подготовил несколько биографических справок о Героях Советского Союза, получивших Звезду Героя за подвиги, совершённые в период Великой Отечественной войны.

Я решил предложить эти материалы вниманию читателей. Потому что эти люди и в самом деле совершили подвиги, и нам не следует их забывать.

Справки, конечно, суховаты, но это ж для официального издания…

.

Сергей Родионов оставил книгу воспоминаний «Война из окопа. Воспоминания». Ему ведь и в самом деле было что рассказать!.. По меньшей мере трижды он оказывался в самом пекле тяжелейших сражений. А с другой стороны… Война ведь такая штука: и в рядовом боестолкновении тоже непременно кто-то гибнет; на фронте легко и просто каждый день может стать последним.

Не могу удержаться, чтобы не отметить, что родился Сергей Иванович в Полторацке, который ныне называется Ашхабад. Двенадцать лет службы в Туркмении, четыре из которых именно в столице края, неизбежно сказываются на том, что обращаешь внимание на земляков…

…Сергей Родионов войну встретил, будучи курсантом Сумского артиллерийского училища. В августе 1941 года из выпускников училища сформировали сводный отряд, которому поручили защиту города Конотопа. Курсанты смогли удержать рубеж более двух месяцев.

Следующий этап боевой биографии Сергея Ивановича приходится на Сталинградскую битву. Родионов воевал в самом пекле: в районе заводов Тракторного и «Баррикады».

Не легче Родионову пришлось и на Курской дуге.  Здесь батарея старшего лейтенанта Родионова оказалась на направлении одного из главных ударов гитлеровских моторизованных частей. За тринадцать часов непрерывного боя артиллеристы смогли отбить три танковых атаки, уничтожили 29 бронированных машин, в том числе семь «тигров», а также до двух батальонов пехоты. При этом и батарея понесла серьёзные потери – в подразделении осталось всего два орудия.

За этот бой старший лейтенант Сергей Иванович Родионов удостоен звания Герой Советского Союза.

…Друзья мои, а вы задумывались о том, насколько это ответственно: брать на душу планирование боя, зная, что вот эта первая линия обороны непременно окажется прорванной вражеским танковым клином, и все размещённые здесь подразделения обречены едва не на поголовное уничтожение?.. Прекрасно это показано в фильме «Горячий снег», когда генерал (в исполнении Георгия Жжёнова) удивляется: «Странно! Это орудие должно было погибнуть ещё утром…». Офицер оперативного отдела, нанося на карту решение на бой, и определяя, какие формирования выставить на направлении главного удара врага, конечно, не думает о том, что именно он сейчас определяет, кому персонально жить, а кому умереть в намечающейся мясорубке; для него это только условные значки и цифры… Не может он думать о том, что это не значки, а живые (пока ещё живые, и желающие жить) люди. Ну ладно, согласен, не лично он, а штаб как единая структура…

Но вот на конкретный рубеж выдвигается артиллерийское (в данном случае) подразделение. А на картах вражеских командиров на прорыв этого рубежа выделяются силы и средства, кратно превышающие оборонительный потенциал нашего подразделения. Оно уже на этапе планирования, изначально обречено, и требуется от него только одно: подбить сколько-то вражеских машин, чтобы к следующему рубежу их прорвалось меньше, чтобы товарищи из второго эшелона также могли выбить сколько-то бронированных чудовищ, и только потом погибнуть… То есть на каждом рубеже требование одно: нанеси урон врагу сколько сможешь – и умри. Чтобы по твоим раздавленным пушкам, то твоему растерзанному телу к следующему рубежу прорвалось врагов меньше, чем до начала сражения.

Когда я смотрю на карту сражения на Курской дуге, всегда думаю именно о тех наших солдатах, которые готовились к бою в самом первом окопе – стрелковом, танковом, артиллерийском… Неважно! Они были обречены, они знали это… Надеялись, конечно, на чудо, но вряд ли не понимали действительности. Их, сидевших в окопах, обозначенных на карте красненькими ресничками, должна была накрыть исполинская густая синяя стрела… Остановить её предстояло где-то там, далеко за спиной – даже не на второй, а на пятой линии обороны.

…Жутко это, братцы.

И каково же это счастье для человека: пройти это кровавое месиво – и выжить! Родионов выжил – и получил Звезду Героя.

…Война для Сергея Ивановича завершилась в мае 1944 года, когда он получил тяжёлый контузию под Тернополем. По излечении его, как опытного артиллериста, определили на преподавательскую работу.

В 1945 году поступил в Военно-юридическую академию. В дальнейшем служил в органах Военной прокуратуры.

Из Вооружённых сил уволен в 1972 году.

Сергей Иванович Родионов удостоен следующих боевых наград: Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина; орден Отечественной войны I ст.; два ордена Красной Звезды; медаль «За отвагу»; медаль «За боевые заслуги».

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=37747

Ещё об обречённости на войне: http://starodymov.ru/?p=37077

Фильм «Горячий снег»: http://starodymov.ru/?p=37560

Об Ашхабаде: http://starodymov.ru/?p=37600