2.

…После столь пространного отвлечения вернусь к личности Степана нашего Тимофеевича.

Где и когда он родился, доподлинно неизвестно. Считается, что примерно в 1630 году. Опять же, считается, что матерью его была пленная крымская татарка – своих-то женщин у казаков не хватало, так что умыкнуть красавицу у соседей в казачьей среде являлось делом обыденным.

Степан с молодости сумел заслужить авторитет среди станичников. Он с детства тянулся за старшим братом Иваном, который ходил в наказных атаманах и пестовал Стеньку. Вместе участвовали в набегах на тех же крымских татар…

Переломным годом в судьбе Степана Разина можно считать 1665-й.

Отряд донских казаков, которым командовал Иван Разин, сражался в составе русской армии против войск Речи Посполитой. В какой-то момент казаки решили, что повоевали достаточно, и пора возвращаться домой. Воевода боярин Юрий Долгоруков попытался их остановить – казаки, мол, находятся в его подчинении, и он их не отпускает. Однако услышал в ответ, что донцы ему не очень-то и подчиняются, так как участвуют в войне по доброй воле, и по доброй же воле вправе и уйти. С тем снялись и отправились в сторону Дона.

Явное неповиновение!.. Боярин приказал повесить атамана, чтобы в корне пресечь саму мысль о возможности бунта.

И как тут расценить ситуацию?.. Казак привык к тому, что в походе атаман решает, как поступить станичникам. Боярин считал, что обязан навести порядок во вверенной ему рати любыми средствами – чуть попусти, и неведомо, к чему это может привести. У каждого – своя правда, как нередко случается в жизни, особенно в экстремальных ситуациях.

Но это мы можем философствовать как заблагорассудится – Степан решил, что за смерть брата отомстит!

Донская казачья область на ту пору переживала период расслоения ещё недавно более или менее однородного общества. «Старые» казаки всё больше привязывались к земле, к своим хуторам; среди них началось и постепенно нарастало разделение по имущественному и социальному признаку. Однако в целом они держались друг друга, придерживаясь привычного образа жизни – это осознание цельности сохранится у казачества надолго.

Другое дело – голутвенные, новоприбывшие казаки; то есть вчерашние крестьяне, бежавшие на Дон от своих хозяев.

Выше уже говорилось, что Царство всё заметнее стремилось подчинить относительно независимое казачество. И что на этом фоне говорить о территориях коренной России!.. После окончания Смуты и воцарения династии Романовых (всего-то полвека прошло!) страна нуждалась в установлении порядка. Соборное уложение 1649 года окончательно закрепостило крестьянство, так что подпитка вольницы новиками шла активно.

Тут сформировалось новое противоречие. Москва ввела положение о бессрочном поиске и возвращении беглых; и это вступало в противоречие со знаменитым «С Дона выдачи нет!»…

Но голутве требовалось доказать своё право на признание полноправным казаком. Из неё образовалась такая горючая смесь!..

Вот их-то – горячих и голодных – и поднял-взбаламутил Степан.

Кликнул клич – и повёл на Волгу.

Случилось это в мае 1667 года.

.

Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=36981

Русско-польская война 1654-1667 гг.: http://starodymov.ru/?p=35447

Царь Алексей Михайлович: http://starodymov.ru/?p=36513

Смута: http://starodymov.ru/?p=36883