10 января 1781 года – в Москве открылся Петровский театр, предтеча Большого.

Большинство публикаций о царствовании матушки-императрицы Екатерины II приходится начинать примерно с одной мысли: к периоду её правления просто невозможно подходить с чёрно-белым аршином. Она – истинно великая правительница, и последствия её царствования сказывались ещё долго; да и поныне некоторые продолжаются.

Вот, например, театр. В частности, Большой. Вернее, о Петровском, его предшественнике.

Известное ныне всему миру здание Большого театра открылось в 1825 году. А построено оно на месте Петровского театра, сгоревшего – нет, не в 1812 году, как можно бы подумать, сопоставив даты, а несколько раньше, в 1805-м, в результате пожара (сколько же бед принесла человечеству эта беда!).

Как нередко случается в источниках, в исторической датировке имеется разночтение: согласно одним открытие Петровского дворца состоялось в конце декабря 1780 года, согласно другим – 10 января 1781 года. Нестыковка Юлианского и Григорианского календарей служит источником многих историографических казусов и накладок…

Однако тут – что ещё понимать под театром. Зданию – да, исполнилось бы 240 лет. А вот если исходить из тезиса, что театр – это в первую очередь люди, актёрский коллектив, то следует вести отсчёт от марта 1776 года, когда Екатерина разрешила князю Петру Урусову содержать труппу и устраивать спектакли и увеселения. На основании этого разрешения английский предприниматель Майкл Меддокс и построил Большой Петровский театр. Петровским он стал по той причине, что находчивый Пётр Урусов разместил его на Петровке.

Театр заслуживает того, чтобы о нём рассказать немного подробнее.

Здание вмещало тысячу зрителей, что делало его одним из самых больших в мире. Впоследствии к нему пристроили т.н. «маскарадный» зал вместимостью ещё в две тысячи человек.

В духе времени зрительские места в нём здорово разнились и по удобству, и по стоимости. Ложи могли абонироваться на целый год…

Спектакли здесь ставили самые разные, как отечественных авторов (Михаил Соколовский или Михаил Матинский), так и зарубежных классиков (Мольер, Шиллер, Бомарше, Вольтер).

В состав труппы входили актёры как свободные, так и крепостные. Некоторые помещики отдавали в аренду в театр своих крепостных, если те обладали для этого способностями.

Несколько слов нужно сказать и вот о чём. Как известно, Екатерина II признавала правоту теории tabula rasa. Потому для детей-сирот и «зазорнорождённых» младенцев, то есть подкидышей, она открыла Воспитательный дом – считалось, что это учреждение поможет вырастить из обделённых родительской заботой детишек достойных членов общества. Здесь ребят готовили к будущей жизни, давали начальное образование и обучали ремёслам.

В частности, по повелению государыни в Воспитательном доме учредили специальные классы «изящных искусств». Одарённые выпускники этих классов также пополняли труппу.

Именно Опекунскому совету Воспитательного дома Меддокс, оказавшись в затруднительном финансовом положении, передал Петровский театр.

Как уже сказано выше, здание простояло ровно четверть века, а потом его уничтожил пожар.

Часть труппы погорельцев перебралась в Арбатский театр, построенный по велению государя Александра Павловича взамен Петровского – он располагался на нынешней Арбатской площади. А вот тот уже сгорел во время нашествия Наполеона. По распоряжению губернатора Фёдора Ростопчина, который, как известно, поверил заверениям Кутузова, что Москву не сдадут, в этом театре представления шли до самой последней возможности, и актёры бежали из города, когда французы в него уже входили…

Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история.

***

Екатерина Великая: http://starodymov.ru/?p=35625

Воспитательный дом: http://starodymov.ru/?p=125

О деятельности Фёдора Ростопчина перед падением Москвы: http://starodymov.ru/?p=25582