КТО СКАЗАЛ, ЧТО В ДЕВОЧКУ ИЗ КНИЖКИ НЕЛЬЗЯ ВЛЮБИТЬСЯ?

Мои друзья-читатели знают, что я решил рассказать о некоторых любимых книжках своего детства. В каком порядке, и по какой причине возникает желание поведать о каждой из них, не знаю. Вот сегодня решил поделиться воспоминаниями ещё об одной.

(О предыдущей публикации этой серии: http://starodymov.ru/?p=35841 )

Уж почему так случилось, не знаю. Будем считать, что просто совпало.

Я с детства много читал. А вопросы взаимоотношений мужчин и женщин присутствуют почти во всех книгах – если где автор и обходится без этой сюжетной линии, так это большая редкость.

Соответственно, в каждом произведении я в той или иной степени сопереживал взаимоотношениям героев и героинь. Ну и конечно же, какие-то из героинь мне нравились больше, какие-то меньше…

И только буквально несколько литературных героинь остались в памяти души на всю жизнь. В частности, в данной публикации хочу рассказать о прелестной героине «Повести о рыжей девочке» – книгу написала Лидия Будогоская. Звали эту юницу Ева Кюн.

Невзрачное сочетание имени и фамилии?.. Наверное, потому я их и запомнил на всю жизнь. Хотя, всё же нет, скорее, потому, что сама-то девочка мне понравилась. По всей видимости, мне та книжка попала в руки в тот самый переломный момент жизни, когда по возрасту положено начинать влюбляться…

Я не знаю, когда написана повесть – я ведь решил, что буду делиться воспоминаниями, а потому не полезу в интернет уточнять детали. Ясно только, что она – из эпохи махрового соц-реализма. Но вот что показательно: хорошая книга может создаваться в любую эпоху, вне зависимости от силы и направления идеологического ветра.

Финал повести абсолютно не имеет значения для всего изложения злоключений девочки, он смотрится вообще никчёмным и искусственным. Убери его – книга ничего не потеряет; а то и приобретёт.

Потому что книжка – не о революционных бурях, а о том, как плохо оставаться непонятым.

Итак… Ева – нежелательный ребёнок. Её отец – большой полицейский начальник царской поры, мечтал о сыне. А родилась девочка. К тому же рыжая! Отца это повергло в шок – и он тут же напрочь невзлюбил дочку. Матери у Евы не было – умерла; соответственно, и пожалеть девчушку оказалось некому…

Так она и жила – одинокая и нелюбимая.

Насколько ж всё-таки восприятие человека – индивидуально!.. Сколько мужчин влюблено в рыжих – девочек, девушек, женщин!.. Сколько угодно можно привести примеров, когда именно рыжие девочки одаривали счастьем своих любимых!

Однако сюжет книги построен именно на нелюбви – отца к родной дочери. Понятно, что дело тут не в цвете её волос – это лишь внешний раздражающий отца фактор.

Признаться, я вообще не представляю, что можно не любить родное дитя!.. Мальчика ли, девочку – неважно. Быть может, такое происходит оттого, что отец не любил мать, и видел в дочери её продолжение?.. Но ведь женился же!.. Не знаю, не знаю…

Конечно, училась она в гимназии. В окружении других девочек – и видела, как их любили, какие они красивые и ухоженные… Себя же, под гнётом отца, Ева считала страшненькой дурнушкой.

…Друзья, мы ведь читаем художественную книжку, а не реальное жизнеописание исторического персонажа. В литературе требуется событие, иначе она становится пресной и скучной.

Для завязки романа автор выбрала вполне обычное происшествие. В жизни подобные случаются, да только не всегда они имеют романтическое продолжение – чаще больничную койку, в крайнем случае, вывихи и ушибы…

Ева с подружкой – красивой, богатой и любимой – катались на «гигантских шагах»… Когда подруга вдруг прервала очередной прыжок и побежала к центральному столбу, потянув за собой шлею. Взлетевшая вверх Ева остановиться уже не могла – её непременно закрутило бы вокруг того же столба, и последствия могли стать самыми печальными.

Тут-то и появился романтический герой – юноша из реального (если не ошибаюсь) училища, который ловко подхватил обречённую на удар о столб девушку…

Аккуратно отпустил, и спокойно посоветовал: осторожнее, мол, надо… И пошёл себе дальше.

Оставив в душе у девушки ожог от своих глаз.

- У меня подвязка лопнула, – оправдывалась подружка. – Не могла же я бежать при мальчике со спустившимся чулком…

Она осталась в уверенности в своей правоте – то, что Ева могла разбиться насмерть, её не волновало. Зато взволновало другое: юноша обратил внимание на эту дурнушку, да ещё спас её – ах, как романтично!.. Тем более, что родители этого юноши занимали какое-то высокое положение в обществе города…

О дальнейшем развитии данной сюжетной линии рассказывать не стану… Расскажу о другом.

Как-то Ева вернулась домой, вошла в свою комнату – и обомлела. Комната преобразилась: новые красивые обои, новая красивая мебель, новое красивое ВСЁ!.. Увидев её восторг, горничная расплакалась, и разъяснила: это не тебе, девочка – папа женится, и эту комнату теперь займёт новобрачная; Еве же для проживания выделили чуланчик.

Нет-нет, пересказывать книжку я не стану – лучше прочитайте её… А впрочем, каждой книге – свой возраст читателя.

В детстве я много размышлял над сюжетными поворотами книги. Об отношении отца к дочери. О взаимоотношениях молодой мачехи и почти большой падчерицы. О том, как можно выселить дочь из её комнаты ради молодой жены; и куда поселить молодую любимую жену, если лучшую комнату в доме занимает нелюбимая дочь от умершей жены?.. И много ещё вопросов порождала эта книжка.

…Короче говоря, Ева сбежала из дома, прихватив с собой только содержимое своей копилки – ничего больше не взяла. Помыкалась, пережила ряд приключений… Однако добралась до своей бабушки – по маминой линии.

Тут и сказочке конец.

…Ах, да, я ж говорил, что финал к повести искусственно прилепленный…

Когда девочка добралась-таки до бабушки, та сообщила, что отца её – напомню: полицейского, то бишь, по терминологии времени написания книги, царского сатрапа – убили рабочие. На этом книжка и завершается – автор, в духе времени решила, что финал вполне удачный.

А на мой взгляд, без этого трагического события было б лучше.

Потому что тут же возникает ряд вопросов.

Мы видим Еву – всю такую хорошую и положительную. И вдруг она узнала, что отца её убили. И как добросердечная и добропорядочная девочка должна отнестись к этому факту?.. Порадоваться счастьем ребёнка, настрадавшегося от такого попаши?.. Разделить классовую ненависть пролетариата к классу угнетателей?.. Позлорадствовать от имени рано ушедшей из жизни мать, которая навряд ли познала счастье с таким мужем-упырём?..

Или всё же шевельнулось у неё в душе чуточку жалости – отец всё же?..

Какой из приведённых примеров примем, какой вычеркнем?.. Нет ответа?.. Потому и считаю финал неудачным.

…Вот такая повесть…

Мне довелось как-то побывать на мероприятии, и стены зала там украшали картины некоего художника – понятия не имею, какого. И увидел там одно полотно – словно иллюстрация к этой книге. В центре картины стояла рыжая девочка – худенькая, одинокая, босая… И мне сразу вспомнилась Ева Кюн.

Быть может, художник тоже читал эту книжку?.. И ему она тоже запала в память души?.. Почему-то думается, что так оно и есть.

***

Ещё немного о той картине: http://starodymov.ru/?p=29073