7 ноября 680 года – начал работу VI Вселенский собор (III Константинопольский)

По большому счёту, не самое знаковое событие в общемировой истории. Однако решил рассказать о нём: уж очень хорошо оно характеризует историю начального становления христианства…

История Христианской церкви – это история постоянной борьбы против ересей. А что есть ересь?.. Это учение, которое родилось в недрах данной религии, однако признано неправильным, а потому подверглось обструкции. При этом следует признать, что нередко предметами противостояния становятся такие тонкие нюансы в толковании Священных книг, что просто диву даёшься!

Лучше всего, на мой взгляд, данный вопрос освещён в великом романе недавно почившего Умберто Эко «Имя розы». Помните довольно объёмный по времени эпизод, когда юному Адсону разъясняют ошибочность того или иного течения в католической религии, и он запутывается окончательно?.. Или диспут по поводу того, смеялся ли Иисус…

(См.: http://starodymov.ru/?p=20933 )

Так ведь на момент, когда происходит действие романа, римская религия уже более или менее определилась с основными своими догматами. А в первые века христианства его теоретики и вовсе тянули религию каждый в свою сторону по самым разным вопросам. Регулярно происходили церковные соборы, на которых иерархи пытались отыскать, а точнее сказать, выработать единственную и единую точку зрения на тот иной вопрос.

III Константинопольский или, он же, VI Вселенский собор – один из таких форумов.

Вообще, когда я пытался вникнуть в теологические тонкости вопросов, по которым на нём разгорелись жаркие дискуссии, вполне понятно мгновенно оказался в совершенном схоластическом тупике.

Попытаюсь объяснить суть дискуссии так, как я её понял.

Христос, Бог-сын, явившись в мир людей в человеческом теле, имел, соответственно, две личности: божественную и человеческую. Это один из краеугольных столпов христианства. Однако, исходя из приведённого постулата, возникает вопрос: поскольку сущности у Христа две, то и воли должно быть две, и они непременно должны противоречить друг другу.

Вот об этом и спорили схоласты: у Христа только одна божественная воля, либо же его человеческая воля добровольно и безусловно принимает главенство воли божественной.

Дискуссии продолжались почти год. В заседаниях Собора принимали участие от 43 до 240 человек; в том числе нередко присутствовал и сам византийский император Константин IV Погонат.

В конце концов победила версия в какой-то степени компромиссная. Волей Христос обладал двуединой, но всё же не сливающейся в одну; и божественная среди них доминирует.