ЛАНА СВИТ

(Великобритания)

Родилась в семье советского военного лётчика в городе Белая Церковь (Украина).

Окончила педагогический университет в Киеве. После окончания университета работала в одной из стран Северной Африки. В настоящее время живёт и работает в Великобритании.

Литературное творчество успешно совмещает с просветительской деятельностью в русскоговорящем сообществе Великобритании. Одной из её целей является сохранение связи пребывающих вдали от дома соотечественников с родной культурой и языком, за что награждена памятной медалью «За труды в просвещении» и благодарственным письмом от Московской Патриархии.

Автор международного проекта Фестиваль “ Свет Рождественской звезды”, основатель и руководитель культурно-образовательного центра “Открытый мир”.

Публикации произведений в России, Германии, Великобритании.

Автор книги «Переписанная память».

***

ВРЕМЯ

Лана СВИТ

(Великобритания)

Наша юбилейная встреча выпускников закончилась теми же словами, что и начиналась:

— А помнишь, помнишь, помнишь…

Мы высыпали из ресторана на свежий воздух с шумом и хохотом, как когда-то выбегали на переменках во двор школы. Пришло время объятий и расставаний.

Попрощавшись, мы ещё долго оборачивались и махали друг другу вслед.

Я побрёл домой̆ пешком. Мне хотелось продлить это необычайное состояние души и чуть-чуть побыть наедине со своими мыслями и воспоминаниями.

После ресторанной̆ духоты на улице было хорошо. Лето подходило к концу. К вечеру полуденная жара спадала. Приятная прохлада наполняла улицы города, его парки, врывалась в распахнутые окна домов. Освежающий̆ букет ароматов благоухал и успокаивал уставших за день горожан.

Очень жаль, что все эти годы рядом не было моих старых друзей̆. Как порой̆ нам, повзрослевшим, хочется вернуться в детство. «Ах, если бы все наши проблемы можно было решить подсказкой̆ друга с соседнеӗ парты». Но строгая действительность требует немедленных ответов и решений и на пересдачу не посылает. Шпаргалками не запасёшься на все случаи, да и жизнь заранее не объявляет об экзамене. Выйдя за порог школы, многие придумывают законы для себя и под себя, меняя их когда захочется. Невыносимо трудно играть во взрослые игры. Бывает, что до пьедестала тебе рукой̆ подать, а кто-то сверху или сбоку уже поменял правила. Ты в одночасье из чемпиона превращаешься в проигравшего. И кричишь в отчаянии: «Так нельзя! Мы же так не договаривались!»

Размышляя, я подошёл к старому кладбищу в центре города. Оно больше походило на музей человеческих судеб или парк раздумий̆. Оказавшись рядом с территорией вечности, я присел на лавочку, уютно расположенную среди зелени деревьев и памятников чужим жизням. Что-то кольнуло в сердце, наверно, на встрече выпил лишку, поддавшись эмоциям. На юбилей удалось собрать почти весь класс. Одни приехали из далёкого далека. Другие прожили всю жизнь в одном городе, но так ни разу и не нашли времени встретиться. Почему? Кому нужен этот ответ, тем более правдивый̆. Главное, что сегодня мы были «один – за всех, и все – за одного», среди тарелок с оливье, водки и шампанского, под музыку нашей̆ юности. Были тосты весёлые: «За тех, кто в море!» и печальные: «За тех, кого с нами уже нет!». Было много клятв в вечноӗ любви и дружбе. Конечно, потом окажется, что, несмотря на все очередные заверения, всё равно забыл поздравить друга с днём рождения. Плохо это или хорошо? Кто знает? Там, мы вместе навестили наше прошлое. На каждой странице воспоминания была простая весёлая история. Но стоило сделать одно лишь движение в сторону настоящего времени, как жанр резко менялся, переполняясь пафосом. Да, мы стали взрослыми, научились красиво говорить, наставлять, философствовать. Но вся эта вынужденная помпезность закрывала главное – «я», которое никогда не изменится с момента нашего рождения. Мишура важности маскирует то, ради чего мы, собственно говоря, встречаемся – подчинить и укрепить мостик, соединяющий наше детство со взрослостью. Я не ждал от своих друзей, с которыми лазал по чердакам и подвалам, рапортов о героических поступках. Разговор не идёт о том, что надо полететь в космос или спасти утопающего – нет. Послушаешь так некоторых и задумаешься: они, часом, ничего не перепутали? Кажется, что для них это не долгожданная встреча с соседом по парте, приехавшего из далёкого сибирского городка, а годовое совещание в министерстве. И что за этим всем?

Жизнь… Порой не самая прекрасная, но и не самая плохая.

А какая моя жизнь? Что я забыл в детстве? Какие мечты оставил на завтра? Моё завтра превратилось в послезавтра и затерялось в суете отложенных дел. Как живётся нашим неосуществлённым мечтам? Интересно, они покидают нас или обречены всю жизнь брести следом в надежде, что мы наконец-то вспомним о них.

— Эк куда меня занесло!

Да нет, на фоне всего класса я был совсем ничего. Не отличник по жизни, но крепкий̆ хорошист, это точно. Приличная квартира, хорошая работа, двое сыновей̆, очень похожих на меня. Всё вроде бы в порядке, но вот до звёзд далековато. До звёзд моего детства…

* * *

Правда, с одной̆ звёздочкой̆ я всё же не расстался. Я на ней̆ просто женился.

Мы выросли в одном дворе, она была немного младше меня. Поначалу я её не замечал. Просто соседская девчонка, которую всегда брали в команду. Помощи от неё было мало. Она была самая маленькая даже среди своих сверстников. Но в игре «малая» чувствовала себя равной среди равных, и за этим потешно было наблюдать. Вскоре я заметил одну закономерность: когда эта симпатичная малышка была с нами — мы всегда выигрывали. Стоило ей̆ убежать домой̆ по зову мамы, что не считалось дезертирством, уехать куда-нибудь, или того хуже — заболеть, проигрыш был обеспечен. Так она стала моим талисманом.

Прошли годы. Эта кроха превратилась в очаровательную девушку, любимую женщину и прекрасную маму наших удивительных сынишек.

Боже мой, я и не помню, когда последний̆ раз говорил ей̆, что люблю, что прекраснеӗ и желаннеӗ женщины нет! Неужели наша любовь превратилась в привычку? А что такое любовь? О, об этом написано столько умных трактатов, авторы которых, возможно, никогда и не знали любви. Как можно размышлять о том, чего не знаешь. Я не искал ответа на этот вопрос. Любовь для меня — аксиома, не требующая доказательств. Почему я люблю? Потому что с ней̆ я счастлив, а без неё — нет. Секрет этого я не знаю и, наверно, никогда не узнаю. Это чувство нельзя передать словами, хотя попытки объяснений не прекращаются до сих пор: в стихах, поэмах, музыке и песнях. Надо отметить, что некоторые из них даже очень ничего, не то что перлы учёных авторов.

Слова не заменяют любви, они напоминают о ней̆. Их надо говорить и повторять как можно чаще тем, кого любишь. Теперь всё будет иначе. Получает ли моя любимая, которую я позвал в своё путешествие по жизни, столько счастья, заботы и любви, сколько я обещал? Ответ я знаю. Нет! А ведь так просто сделать её счастливоӗ. Надо дать ей̆ понять, что она и только она мне нужна…

А наши дети?

Это одно из тех чудес, ради которых мы являемся на свет. Мы так ждём появления на свет малышей̆! Никогда не забуду своего состояния в тот момент, когда узнал, что стану отцом. Конечно, настоящий̆ мужик и дерево должен посадить, и сына вырастить… Но это далеко не одинаковые вещи. Да и появление на свет второго чуда не стало обыденным явлением. Смотрю на них и удивляюсь: как мы умудрились произвести на свет совсем непохожих, но одинаково дорогих нам карапузов. Они словно до рождения уже договорились, что каждый̆ будет удивлять нас по-своему. Они даже ветрянкой̆ болели по-разному! Страшно представить наших непосед молчаливыми чадами. Да не дай̆ Бог! Более того, я уже не могу представить свою жизнь без них.

Мне вспомнился один случай во дворе нашего дома. Был выходной̆ день. Детвора носилась на улице, любимая на кухне накрывала стол. Я выглянул в окно позвать сыновей̆ и невольно стал свидетелем назревающего конфликта местного значения. Соседский̆ парень, не по годам крепкий̆ и рослый̆, напал на моего старшенького. Завязалась борьба. Силы были неравные. Мой сын был повален на землю, но не сдавался. Дворовая малышня обступила борцов и молча наблюдала за нечестной расправой̆. И тут мой младший̆, который̆ буквально только вчера был передан мамой̆ под присмотр старшему брату, бросился в атаку. Наших бьют! Он прыгнул на спину задире и вцепился в него зубами. Победа — обидчик малышей̆ взвыл и, побеждённый̆, с криками «мама!» покинул поле боя.

Всё случилось так неожиданно и быстро, что я не успел ни испугаться, ни заступиться за них. Почему я тогда криком не прервал схватку? Мальчишки должны расти мальчишками. А случись что-то нехорошее? Что даёт нам в ответственный̆ момент принять верное решение — предоставленная самостоятельность или постоянная опека. Я не знаю даже сейчас. А тогда я смотрел, как мои пацаны, прибежав с улицы, уплетали за обе щёки вкусный̆ мамин обед. Они молчали, весело переглядываясь, молчал и я. Но когда-нибудь я расскажу их детям, моим внукам, про дружбу и отвагу маленьких сердец.

Эх, надо уделять им больше внимания. Давно мы вместе никуда не выбирались. Обязательно рванём в следующий̆ отпуск на край̆ Земли… или на дачу! Шутка, какая дача! Только край̆ Земли! Вместе выберем маршрут. Я расскажу о моих несбывшихся путешествиях. Мы начнём воплощать планы в реальность: по-мужски переживать все трудности, закалять себя, радоваться героическому возвращению домой̆ и делиться своими победами с единственной̆ пока для нас Дамой̆.

Вот ещё что! Поездки поездками, но и к старикам надо съездить, просто так. Не на день рождения или Новый̆ год, а потому что очень по ним скучаю. Ведь они мне нужны. Сколько бы лет нам ни было, но пока живы наши родители, мы — дети. Самые счастливые воспоминания приходят к нам из детства. Мы так рвёмся выскочить из него, быстро и без сожаления расстаёмся, а потом с грустью вспоминаем всю оставшуюся жизнь.

Помню себя в девятом классе. На переменке мы с двумя приятелями залезли на крышу школьного спортзала. Мы готовились к героическому прыжку в огромный̆ сугроб. Оторвав взгляды от места приземления, мы увидели, как вся школа прильнула к окнам, наблюдая за нашим безумством. Но среди благодарных зрителей̆ оказались и суровые судьи. Два огромных окна полностью вместили весь преподавательский̆ коллектив школы. Что они кричали, мы не слышали, но по их жестам можно было догадаться. Друзья ретировались. Нет, они испугались не прыжка, а его последствий. Я хотел последовать их примеру, но в одном из окон стояла она. Теперь уже я не мог не прыгнуть! В тот же день после длительной̆ директорской̆ взбучки мы с отцом молча возвращались домой̆. У самой̆ двери он произнёс:

— Поговорим вечером.

Я сидел в своей̆ комнате, на улице темнело. Зашёл отец.

— Собирайся, прогуляемся.

Выйдя на улицу, мы молча побрели по заснеженному городу назад в школу. Школа спала. Отец осмотрел место недавнего происшествия.

— Полезли на крышу! — приказал он. Наверху мы подошли к самому краю.

— Отсюда?

Я утвердительно кивнул.

— Слезай̆ вниз, подстрахуешь, — спокойно произнёс отец, — вдруг ногу сломаю, хоть «скорую» вызовешь или домой̆ дотащишь. Главное, чтобы не позвоночник, не хочется инвалидом быть.

— Пап, не надо, — буркнул я.

— Слезай̆! — уже приказал отец, сопротивляться было бесполезно.

Что я пережил там внизу, смотря, как отец готовится к прыжку, не передать словами. Одна картина ужаснеӗ другой̆ проносились в моей̆ голове. Ничего более страшного в своей̆ жизни я не испытывал, хотя бывало всякое. Подходя к дому, отец как-то приободрился и перестал хромать.

За ужином мама внимательно изучала нас, но в душу с расспросами не лезла. Мы уберегли её от этой̆ истории. На следующий̆ день, когда отец уходил на работу, я подошёл к нему и сказал:

— Папа, я всё понял.

— Я знаю, — улыбнулся отец и положил мне руку на плечо. Да, время взросления и количество отведённых на жизнь лет у каждого своё.

В тишине застывшего парка легко вспоминались самые дерзкие мечты, которые много лет назад роем клубились в моей̆ неугомонной̆ голове. Я не спеша перелистывал страницы книги памяти, и ничто не мешало моим мыслям перемещаться во времени.

Книги, книги, книги… В юности я взахлёб проглатывал тысячи страниц, отправлялся с героями Жюля Верна в морские путешествия и улетал к далёким мирам, с Джеком Лондоном покорял белое безмолвие, а с Фенимором Купером «читал» неведомые следы в индейских прериях. Смешно вспоминать, как мы наперебой̆ рассказывали друг другу о своих фантазиях относительно нашего будущего! Э-э-эх!..

О здоровье надо позаботиться, пока оно не напомнило о себе. Что-то я в последнее время стал часто уставать. А слабость — родная сестра лени. Вот уж с чем мне сейчас вовсе не по пути.

Несмотря на то, что завтра воскресенье, а не понедельник, я начинаю новую прекрасную жизнь, полную вдохновения и любви! И вперёд, без остановок! Туда, к облакам, к своим несбывшимся мечтам.

* * *

Темнело, на кладбище зажглись фонари. Было тепло и покойно. Я посмотрел на соседний̆ памятник. Или он на меня? Да-да, это он смотрел на меня то ли с упрёком, то ли с завистью. Или о чём-то хотел предупредить? Кто здесь безмятежно покоится или что? Может, мы хороним не людей̆, а их жизни, судьбы, мечты, которые сбылись или нет. Правда, мы чаще сами хороним свои мечты и идеи заживо. Знать бы дату своей̆ смерти. Тогда наверняка сделали бы жизнь намного интереснее, чтобы успеть всё… Или, наоборот, вообще опустили бы руки — зачем упираться, ведь финал уже известен. Это зависит от характера. Со смертью одного человека умирает целый̆ мир, где он был для кого-то другом, для кого-то братом, сыном, отцом, любимым, героем, подлецом. В этой̆ жизни, к сожалению или радости, мы не узнаем дату своего последнего дня и не сможем отметить её в календаре. Странно, наша жизнь ограничена во времени, но мы живём так беспечно, словно бессмертные. Лёгкий̆ озноб встряхнул меня, утомлённого прощальным летним теплом. Что-то осветило все отложенные на потом дела и свершения. Неведомая рука подкручивала незримый̆ механизм моей̆ жизни, придавая силы догнать, достать, достигнуть… успеть… Я начну любить каждую свою минуту. И это изменит мою жизнь и жизнь близких и дорогих мне людей̆!

Нахлынувшее волнение возрастало как перед экзаменом, экзаменом всей̆ жизни. Я встал и пошёл к выходу. Нет, я бежал навстречу новому дню. Вначале я закончу первостепенные дела, которые годами переносил на завтра. Больше время по пустякам тратить неразумно. Самая пора возвращаться к звёздам моего детства.

Я сделаю всё, потому что люблю свою жизнь! Она прекрасна и удивительна! Пора домой̆ — завтра ждут великие дела и грандиозные свершения. Мир узнает своего героя! И через пару лет я скажу тому мальчишке, который̆ смотрит на меня с моих детских фотографий:

— Вот, брат, видишь, всё сбылось! Давай̆ не останавливаться — мечтаем дальше!

Но и завтра я ничего не смог поправить – я не проснулся утром.

Почему? Видимо, моё время истекло. Моё завтра – было вчера. Я уже ничего больше не смогу сделать: не увижу, не попробую, не рассмеюсь, не заплачу, не пожалею, не обниму…

Ничего не смогу исправить.