280 лет назад генерал-прокурором назначен Никита Трубецкой

Скажем прямо: говорить о соблюдении законности и об объективном прокурорском надзоре в условиях абсолютной монархии можно лишь с определёнными оговорками. Главная из них заключается в личности монарха, пребывавшего на вершине власти в данный момент. Соответственно, и роль (в нашем случае) генерал-прокурора в государственном механизме на протяжении XVIII века подвергалась весьма значительной корреляции. (Вот лишь один из примеров произвола той поры: http://starodymov.ru/?p=28736 )

Никита Трубецкой занял этот пост 28 апреля 1740 года, в период, когда он (пост) оказался, говоря современным сленгом, «опущен ниже плинтуса». Самовластная (нередко до самодури) Анна Иоанновна (см.: http://starodymov.ru/?p=32233 ) и её временщики ни в никаких надзирающих за законностью структурах не нуждались. Ситуация начала меняться к лучшему только по восшествии на престол «дщери Петровой» Елизаветы (см.: http://starodymov.ru/?p=23825 ) – это случилось через полтора года после данного назначения…

Так вот, в личности Никиты Юрьевича удачно сочетались два начала, которые чрезвычайно редко уживаются в одном человеке – стремление добросовестно выполнять свой долг и действовать во благо Отчизне, с одной стороны, и умение оставаться удобным царедворцем и надёжным верноподданным с другой.

Князь Трубецкой сумел поднять значение и роль прокуратуры в России на подобающий уровень, подобрал и расставил на прокурорские посты на местах достойных помощников. Сам он несколько раз выступал в качестве высшего государственного судьи. И при этом неоднократно оспаривал решения Сената, отстаивая интересы государства…

Вряд ли современники его очень любили. Но уважали – несомненно.

На посту генерал-прокурора Никита Юрьевич пробыл два десятилетия и был уволен с почётом.